Притча о милосердном самарянине. Добрый самаритянин – это притча, которая имеет особое значение

Господь наш Иисус Христос пришел, чтобы изменить меры и суды людские.

Люди измеряли природу ею самой. И мера была неправильной.

Люди измеряли душу телом. И величина души умалилась до миллиметров.

Люди измеряли Бога человеком. И Бог выглядел зависимым от человека.

Люди измеряли достоинства быстротою успеха. И достоинства стали дешевыми и деспотическими.

Люди хвалились своим прогрессом, сравнивая себя с животными, которые всегда топчутся на одном и том же месте той же дороги. Эту похвальбу Небо презрело, а животные даже не заметили.

А еще люди измеряли родство и близость человека к человеку или по крови, или по мыслям, или по расстоянию между домами и селами, в которых они жили на земле, или по языкам, или по сотне других признаков. Но все эти меры родства и близости не могли людей ни сроднить, ни сблизить.

Все меры людские были ошибочны, и все суды - ложны. И Христос пришел спасти людей от незнания и лжи, изменить мерила и суды людские. И изменил их. Усвоившие Его меры и суды спаслись чрез истину и правду; а оставшиеся при старых мерах и судах и сегодня все еще блуждают во мраке и торгуют замшелыми заблуждениями.

Природа не измеряется сама собой, ибо она дана в услужение людям и ее мера - человек.

Душа не измеряется телом, ибо тело дано в услужение душе и мера тела есть душа.

Бог не измеряется человеком, как гончар не измеряется горшком. Нет меры для Бога, ибо Бог есть Мера всему и Судия всех.

Не измеряются достоинства быстрым успехом. Ибо колесо, что быстро поднимается из грязи, быстро возвращается в грязь. Достоинства измеряются Законом Божиим.

Человеческий прогресс измеряется не отсутствием прогресса у животных, но сокращением расстояния между человеком и Богом.

А истинная мера родства, по-настоящему соединяющая и сближающая и людей, и народы, - не столько кровь, сколько милосердие. Несчастье одного и милосердие другого человека делают их более родными и близкими, чем кровь - родных братьев. Ибо всякие кровные узы временны и имеют некоторое значение лишь в этой преходящей жизни, служа образом прочных и вечных уз духовного родства. А духовные близнецы, рождающиеся при встрече несчастья и милосердия, остаются братьями в вечности. Для родных по крови братьев Бог является только Творцом, для духовных братьев, рожденных от милосердия, Бог есть Отец.

Сию новую меру родства и близости между людьми предлагает Господь наш Иисус Христос человечеству в Евангельской притче о милосердном Самарянине - именно предлагает, а не навязывает, потому что спасение не навязывается, но милостиво предлагается Богом и добровольно принимается человеком. Блаженны добровольно принимающие эту новую меру, ибо они приобретут множество братьев и сродников в бессмертном Царстве Христовом! А притча гласит следующее:

Во время оно вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Искушая, он губит свою жизнь - и якобы желает наследовать жизнь вечную! На самом деле этот искуситель думал не о своей жизни, но о Христовой; то есть не о том беспокоился, как спастись, а о том, как подвергнуть опасности Господа. Он хотел найти во Христе вину, смертоносную вину против закона Моисеева, чтобы, обвинив Его, погубить, а самому прославиться между себе подобными в качестве умелого законника и адвоката. Но почему он спрашивает о жизни вечной, о которой мало что мог знать из тогдашнего закона? Не единственная ли награда, обещанная законом его исполнителям: чтобы продлились дни твои на земле (Исх.20:12; Еф.6:2-3)? Действительно, пророки говорят о вечном Царстве Мессии, особенно пророк Даниил - о вечном Царстве Святого, но иудеи во времена Христа понимали вечность лишь как долговременность на земле. Отсюда ясно: скорее всего, этот законник или сам слышал, или узнал от других, что Господь наш Иисус Христос проповедует жизнь вечную, отличающуюся от их понимания вечности. Ненавистник Бога и рода человеческого, лично безуспешно искушавший Господа в пустыне, продолжает теперь искушать Его через ослепленных собой людей. Ибо если бы диавол не ослепил законников, не естественно ли было бы, чтобы они, будучи толкователями и знатоками закона и пророков, первыми узнали Господа нашего Иисуса Христа, первыми Ему поклонились и пошли бы пред Ним как Его вестники, проповедуя народу Благую Весть о пришествии Царя и Мессии?

Он же (Господь) сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Господь проницает в сердце законника и, зная его злобу, не хочет отвечать ему на вопрос, но спрашивает о законе: в законе что написано? как читаешь? Здесь два вопроса. Первый: знаешь ли, что об этом написано? И второй: как ты это написанное читаешь и понимаешь? Что написано - могли знать все законники, но как нужно духом разуметь написанное, в то время никто из них не знал. И не только в то время, но уже давно. Еще Моисей перед своею смертью укорял иудеев за слепоту духовную, говоря: но до сего дня не дал вам Господь [Бог] сердца, чтобы разуметь, очей, чтобы видеть, и ушей, чтобы слышать (Втор.29:4). Довольно странно, что этот иудейский законник выделил именно сии две заповеди Божии как наиболее спасительные, странно по двум причинам: во-первых, в законе Моисеевом они не поставлены на первое место с другими главными заповедями; более того, они даже не стоят рядом, как их приводит законник, но одна из них дана в одной книге Моисеевой, а другая - в другой (Лев.19:18; Втор.6:5). Во-вторых, странно это и потому, что иудеи хоть сколько-нибудь старались выполнять другие заповеди Божии, но заповеди о любви - никогда. Они никогда не могли возвыситься до любви к Богу, но лишь до страха Божия. То, что законник все же объединил эти заповеди и выделил их как самые важные для спасения, можно объяснить только тем, что он узнал: Господь наш Иисус Христос заповеди о любви ставит на вершину лествицы всех заповедей и всех добродетелей.

Что же отвечает Господь законнику? Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Видите ли вы, что Господь не требует от слабых несения бремени тяжкого, но соответствующего их силам? Зная жестокое и необрезанное сердце законника, Он не говорит ему: веруй в меня как в Сына Божия, продай все, что имеешь, и раздай нищим, возьми крест свой и следуй за Мной, не оглядываясь назад! Нет: советует ему лишь исполнить то, что законник сам узнал и назвал главным в законе. Для него достаточно и этого. Ибо если он будет воистину любить Бога и ближнего, ему чрез ту любовь вскоре откроется и истина о Господе нашем Иисусе Христе. Когда, в другом случае, богатый юноша задал Господу тот же вопрос, но не искушая: что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Господь не напомнил ему о позитивных заповедях любви, но более о негативных заповедях: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою . Лишь когда юноша сказал, что исполнил эти заповеди, Господь ставит перед ним более тяжелую задачу: все, что имеешь, продай, и раздай нищим (Лк.18:18).

Уразумейте отсюда великую премудрость Господа как Божественного Учителя. Он велит каждому исполнить заповедь Божию, которую тот знает; а когда человек ее исполнит и узнает другую, велит ему исполнить и другую, затем третью, четвертую и так далее. Он не налагает тяжкие бремена на слабые плечи, но дает бремя по силам. В то же время это является и страшным укором всем, кто желает все более и более познавать волю Божию, а между тем не старается выполнять то, что ему уже известно. Никто не спасется одним знанием воли Божией, но исполнением ее. Напротив, много познавшие, но мало исполнившие будут осуждены страшнее, чем и знавшие, и исполнившие мало. Потому Господь и сказал законнику: так поступай, и будешь жить . То есть: “Я вижу, что тебе известны сии великие заповеди о любви, но в то же время вижу, что ты их не выполняешь; поэтому бесполезно учить тебя чему-либо новому, пока ты не исполнишь уже известное тебе”. Законник должен был почувствовать упрек в этих речах Спасителя и попытался оправдаться: но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? Этот вопрос показывает его жалкое оправдание: он еще не знает, кто его ближний; из чего ясно, что он не выполнил заповеди о любви к ближнему. Так, вместо того чтобы поймать Христа на слове, он сам проговорился и вынужден оправдываться. Роя яму Господу, он сам в нее попал. Так всегда происходило с иудеями, когда они искушали Христа. Искушая Господа, они тем лишь еще больше прославляли Его, а себя губили, и отходили от Него посрамленные, как и отец лжи - сатана - в пустыне. Чем же этот законник прославил Христа, искушая Его? Тем, что дал Ему повод поведать притчу о милосердном Самарянине и изложить Божественное учение о том, кто есть наш ближний, спасительное учение для всех поколений людей до конца времен. Кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Кто сей человек, шедший из Иерусалима в Иерихон? Это Адам и весь род человеческий, произошедший от Адама. Иерусалим означает небесное обиталище первого человека в райском могуществе и красоте, рядом с Богом и святыми ангелами Божиими. Иерихон - земную юдоль плача и смерти. Разбойники суть злые духи, бесчисленные слуги сатаны, который и навел Адама на грех непослушания Богу. Как величайшие враги рода человеческого, злые духи нападают на людей, снимают с их души Божественную одежду страха, веры и благочестия; ранят душу грехами и пороками и затем временно удаляются, в то время как душа лежит в отчаянии у дороги жизни, не в силах двинуться ни вперед, ни назад. Священник и левит обозначают Ветхий Завет, а именно: священник - закон Моисея, а левит - пророков. К избитому и израненному человечеству Бог послал двух врачей с определенными лекарствами: один из них - закон, другой - пророки. Но ни один из этих врачей не осмелился лечить главные и глубочайшие раны больного, нанесенные ему самими бесами. Они останавливались лишь при виде меньших мук, причиненных человеку другим человеком. Потому и сказано, что и первый, и второй врач, увидев тяжело израненного, прошли мимо. Закон Моисея лишь увидел человечество как тяжко больного, но увидев его, прошел мимо. Пророки не только увидели больного, но и подошли к нему, и лишь тогда прошли мимо. Пятикнижие Моисея описало болезнь человечества и провозгласило, что истинное лекарство от нее находится не на земле, но у Бога на небесах. Пророки ближе подошли к полуживой, издыхающей душе человечества, также подтвердили еще более усилившуюся болезнь и утешили больного, сказав ему: у нас нет лекарства, но вот, за нами идет Мессия, Небесный Врач. И они прошли мимо. Тогда и явился истинный Врач.

Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто есть сей Самарянин? Сам Господь наш Иисус Христос. Почему Господь называет Себя Самарянином? Потому что иерусалимские иудеи презирали самарян как нечистых идолопоклонников. Они не смешивались и не сообщались друг с другом. Потому и сказала жена самарянка Господу у колодезя Иаковлева: как Ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки (Ин.4:9)? Таким образом, самаряне считали Христа иудеем, в то время как иудеи называли Его самарянином: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе (Ин.8:48)? Рассказывая эту притчу иудейскому законнику, Господь Сам Себя изображает под видом Самарянина, по бесконечному смирению, дабы таким образом и нас научить, что и под самым презренным именем и званием мы можем сотворить великое благо, иногда даже большее, чем обладатели славного имени и великого звания. Господь называет Себя Самарянином и из любви к грешникам. Самарянин означало то же самое, что и грешник. И когда иудеи называли Господа Самарянином, Он не возражал им. Он входил под кров грешников, ел и пил с ними, Он даже открыто сказал, что ради грешников и пришел в этот мир - именно ради грешников, а не ради праведников. Но разве мог быть в Его присутствии хоть один-единственный праведник? Не все ли люди были покрыты грехом, как темным облаком? Не все ли души были испорчены и изуродованы злыми духами? И еще называет Себя Господь Самарянином, чтобы научить нас не ожидать проявления Божией силы лишь чрез великих и славных мира сего, но внимательно и с уважением прислушиваться к тому, что думают и говорят люди малые и миром сим презираемые. Ибо Бог часто тростником разрушает железные стены, через рыбаков посрамляет царей, а через самое низкое - самое высокое в глазах людских. Как говорит апостол Павел: Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное (1Кор.1:27). Назвав Себя Самарянином, Господь этим дает понять, что тщетно мир ждет спасения от могущественной Римской империи и от кесаря Тиберия: спасение миру Бог устроил через самый презираемый в империи народ - иудейский - и через самых презираемых в сем народе - галилейских рыбаков, к которым гордые книжники относились, как к идолопоклонникам-самарянам. Дух Божий свободен, Дух дышит, где хочет (Ин.3:8), не взирая на человеческие ранги и оценки. Высокое в глазах людей ничтожно пред Богом, и ничтожное пред людьми пред Богом высоко.

Господь нашел на род человеческий (прииде над него ). В болезни и отчаянии лежал род человеческий, и Врач прииде над него . Все люди грешны, и все лежат распростертые на земле, вдавленные в землю, лишь безгрешный Господь, чистый и здравый Врач, стоит прямо. Во своя прииде (Пришел к своим ), сказано в другом месте (Ин.1:11), чтобы обозначить приход Господа во плоти, подобной плоти всех других людей, ибо внешне Он не отличался от смертных больных и грешников. А здесь говорится: прииде над него , чтобы обозначить Его различие в силах, в здравии, в бессмертии и безгрешности от смертных больных и грешников.

Он увидел раненого, как увидел его и священник; и Он подошел к нему, как подошел и левит; но Он сделал нечто большее, намного большее, чем священник и левит. Он сжалился, перевязал ему раны, возлил на них масло и вино, посадил его на Своего осла, привез в гостиницу, позаботился о нем, заплатил содержателю гостиницы за дальнейший уход за ним и обещал и в будущем оказывать помощь раненому и оплачивать расходы по его лечению. И, таким образом, если священник остановился на том, что только взглянул на раненого; если левит, взглянув, подошел и прошел мимо; то Мессия, Небесный Врач, сотворил для него десять дел - десять (число, означающее полноту чисел), чтобы этим показать полноту любви Господа и Спаса нашего, Его попечения и заботы о нашем спасении. Он не просто перевязал раненого и оставил его у дороги, ибо это была бы не полная помощь. Он не просто привез его в гостиницу и уехал, ибо тогда содержатель гостиницы сказал бы, что у него нет средств, чтобы ухаживать за больным, и выкинул бы его на улицу. Поэтому Он заранее оплачивает содержателю его труды и расходы. На этом бы остановился и самый милосердный человек. Но Господь идет еще дальше. Он обещает и в дальнейшем заботиться о больном и вернуться, чтобы его навестить, и отдать содержателю деньги, если тот издержит более. Вот полнота милосердия! А когда еще и известно, что это сотворил не брат брату, а самарянин иудею, враг врагу, тогда должно сказать: сие есть неземное, небесное, Божественное милосердие. Сие есть образ милосердия Христова к человеческому роду.

Но что означает перевязывание ран? Что - вино и масло? Что - осел? Что - два динария, гостиница, ее содержатель и возвращение самарянина? Перевязывание ран означает непосредственное соприкосновение Христа с больным родом человеческим. Своими пречистыми устами Он говорил человеческим ушам, Свои пречистые руки Он возлагал на слепые очи, глухие уши, на прокаженные тела и трупы. Бальзамом врачуют раны. Сам Господь есть небесный бальзам для грешного человечества. Самим Собою Он врачует человеческие раны. Масло и вино означают милость и истину. Благий Врач сперва помиловал больного, а затем дал ему лекарство. Но и милость есть лекарство, и наука есть лекарство. Радуйтесь , сперва говорит Господь, а затем учит, предостерегает, грозит. Не бойся , говорит Господь начальнику синагоги Иаиру, а затем воскрешает его дочь. Не плачь , говорит Господь Наинской вдове, а затем возвращает жизнь ее сыну. Господь сперва явил милость, а затем принес жертву. Его приход в мир в теле человеческом, есть величайшая милость из всех дел милосердия; а Его Крестная Жертва - величайшая из всех жертв от начала и до конца мира. Милость и суд воспою Тебе, Господи , говорит пророк Давид (Пс.100:1). Милость мягка, как елей; истина, суд Божий благи, но и терпки для грешников, как вино для больных. Как елей умягчает телесную рану, так милость Божия умягчает измученную и ожесточенную душу человеческую. И как вино горчит, но согревает утробу, так истина и правда Божии горьки для грешной души, но, когда глубоко проникнут в нее, согревают и придают ей силы.

Осел означает тело человеческое, которое Господь Сам взял на Себя, чтобы быть ближе и понятнее. Как пастырь добрый, когда найдет пропавшую овцу, берет ее на плечи свои с радостью и несет в свой двор овчий; так и Господь берет на Себя заблудших, да будут и они там, где Он. В этом мире люди воистину живут среди бесов, как овцы среди волков. Господь есть Пастырь Добрый, Который пришел собрать Своих овец и Своим телом заслонить их от волков; и, пришедши, сжалился над людьми, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря (Мк.6:34). Тело человеческое рисуется здесь в виде скота, чтобы этим показать бессловесность самого тела без словесной души. Действительно, человек по телу своему есть скот, как и всякий другой скот. В такое скотское тело он облечен после прародительского греха. И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их (Быт.3:21). Это произошло тогда, когда Адам из-за греха непослушания оказался наг и скрылся от лица Божия. По Своей бескрайней кротости и бескрайней любви к раненому и полумертвому человечеству Живый и Бессмертный Бог и Сам облекся в сию ужасную, кожаную, бессловесную одежду - плоть. Чтобы как Господь стать менее неприступным для людей; чтобы как Врач стать более доступным; чтобы овцам легче было узнать в Нем своего Пастыря.

Гостиница означает Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, а содержатель гостиницы - апостолов и их преемников, пастырей и учителей Церкви. Церковь основана еще во время земной жизни Христа, ибо сказано, что Самарянин привез раненого в гостиницу и позаботился о нем . Господь есть Основатель Церкви и первый труженик в Своей Церкви. Пока Он лично трудился, ухаживая за раненым, о содержателе гостиницы не упоминалось. Лишь на другой день , поскольку Его земное время истекло, Он обращается к содержателю гостиницы и поручает больного его заботам.

Два динария , по некоторым истолкованиям, означают два Божиих Завета людям: Ветхий Завет и Новый Завет. Сие есть Священное Писание, Священное Откровение милости и истины Божией. Никто не может спастись от греха, от ран, нанесенных его душе, пока хоть сколько-нибудь не познает милость и истину Божию, открытые чрез Священное Писание. Как человек лишь при сильном свете яркого солнца видит пред собою все дороги и выбирает, куда ему направить стопы, так лишь при ярком свете Священного Писания он видит все пути добра и зла и отличает одни от других. Но два динария означают и две природы во Христе, Божественную и человеческую. Обе сии природы Господь принес с Собою в этот мир и поставил их на службу человеческому роду. Никто не может спастись от тяжких ран греха, не признав этих двух природ в Господе нашем Иисусе Христе. Ибо раны греха лечатся милостью и истиной; одно лекарство без другого - не лекарство. Господь не мог показать совершенную милость по отношению к людям, если бы не родился плотски как Человек; и Он не мог бы как Человек открыть совершенную истину, если бы не был Богом. Также два динария означают Тело и Кровь Христову, которыми исцеляют и питают привезенных в Церковь грешников. Раненому необходимы и перевязка, и мазь, и пища. Это есть совершенное лечение. И пища необходима хорошая. И как хорошая пища, которую врачи рекомендуют лежащему в постели со смазанными и перевязанными ранами больному, меняет, укрепляет и чистит кровь, то есть то, что составляет основу органической жизни человека, так и Тело и Кровь Христовы, сия Божественная пища, в корне меняет, укрепляет и чистит душу человеческую. Все картина телесного лечения больного есть лишь изображение лечения духовного. И как, действительно, при телесном лечении мало помогают все средства, если больной не питается, так и при духовном лечении мало помогают все средства, если обращенные грешники не питаются доброй духовной пищей, то есть Телом и Кровью Христовыми. А Тело и Кровь Христовы по сути опять означают милость и истину.

Когда возвращусь - эти слова означают второе пришествие Христово. Когда Он придет снова как Судия, не в смиренной скотской одежде, но облеченный в бессмертное сияние и славу, тогда содержатели гостиницы, пастыри и учители Его Церкви, узнают в Нем прежнего Самарянина, передавшему им на попечение больные души грешников. Но теперь Он будет не милосердным Самарянином, а праведным Судией, который каждому воздаст по делам его. Конечно, если бы Господь судил по чистой небесной правде, мало кто избежал бы вечного огня. Но Он, познав наши немощи и болезни, будет судить всякого, принимая во внимание многое - и даже чашу холодной воды, поданную во имя Его жаждущему, поставит в заслугу (Мф.10:42). И все же не нужно быть слишком беспечными и впадать в небрежение. Здесь речь идет о пастырях церковных, о вождях духовных. Им дано больше и власти, и благодати, но с них больше и спросится. Они суть соль земли; если же соль потеряет силу, то ее выбрасывают вон на попрание людям (Мф.5:13). Господь также сказал: Многие же будут первые последними, и последние первыми (Мф.19:30). А священники - первые в духовной гостинице Христовой. Они призваны бдеть возле больных, осматривать и лечить их раны и питать их хлебом жизни вечной за честной трапезой Агнца Божия. Горе им, если они этого не делают. Могут они быть первыми в этой кратковременной жизни, но в жизни вечной не будут иметь части. И еще сказал Господь: горе тому человеку, через которого соблазн приходит (Мф.18:7). А ни через одного человека в мире не может прийти столько соблазна, сколько через небрежного священника. Малый его грех соблазняет больше, чем тяжкие грехи Других людей. И блаженны духовные пастыри, верно исполняющие завет отбывшего милосердного Самарянина, честно и разумно распоряжающиеся двумя Его динариями. Придет день и час, когда Господь скажет каждому из них: хорошо, добрый и верный раб! - войди в радость господина твоего (Мф.25:21). Поведав эту глубокую и многозначную притчу, Господь спрашивает законника: Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же. Хотя законник ни в коей мере не понял глубину и широту этой притчи Христовой, но, настолько, насколько он ее понял, он не мог не признать ее истинности, конечно, лишь в ее внешнем образном смысле. Он вынужден был подтвердить, что милосердный Самарянин был истинным и единственным ближним избитому и израненному человеку у дороги. Он не мог сказать: священник был ему ближний, ибо и священник, как и он, был иудей. И он не мог сказать: левит был ему ближний, ибо и тот, и другой принадлежали к одной расе, одному народу и говорили на одном языке. Это слишком противоречило бы даже и его бессовестной совести. Бесполезно родство по имени, расе, национальности, языку там, где необходимо милосердие, и одно лишь милосердие. Милосердие есть новый краеугольный камень родства, установленного Христом между людьми. Законник этого не увидел; но то, что понял его ум из этого конкретного случая, он вынужден был признать. Иди, и ты поступай так же , говорит ему Господь. То есть: если ты хочешь наследовать жизнь вечную, то вот как ты обязан читать заповедь Божию о любви - а не так, как читаете вы, законники и книжники. Ибо вы смотрите на эту заповедь, как на золотого тельца, и обожествляете ее, как идола, но не знаете ее Божественного и спасительного смысла. Вы считаете ближним только иудея, потому что оцениваете по имени, по крови и по языку; даже и не всякого иудея вы считаете своим ближним, но лишь того, кто принадлежит к вашей партии, законнической ли, фарисейской или саддукейской; да и не всякого из своих сторонников, а тех из них, от кого вы имеете пользу, честь и похвалы. Таким образом, вы заповедь Божию о любви истолковали как корыстолюбие, и поэтому она стала для вас настоящим золотым тельцом, подобным тому, которому поклонялись под Хоривом ваши праотцы. Итак, вы поклоняетесь сей заповеди, но не понимаете и не исполняете ее. Вероятно, законник мог понять этот смысл притчи Христовой, и он должен был отойти устыженный. Он, который пришел устыдить! А как он должен был бы устыдиться, если бы мог понять, что притча Христова относится и к нему лично! Ведь и он - один из подобных путников, идущих из Небесного Иерусалима в грязный земной Иерихон, путник, с которого бесы сняли одежду благодати Божией, избили, изранили и оставили у дороги. Закон Моисеев и пророки прошли мимо, не в силах ему помочь. И вот теперь, когда Господь рассказывает ему эту притчу, милосердный Самарянин уже склонился над его больной душой, перевязывает ее и возливает масло и вино. Он и сам это ощутил - иначе не признал бы истинности Христова наставления. Позволил ли он потом отвезти себя в гостиницу - то есть в Церковь - и окончательно исцелить, известно Всеведущему Богу. Евангелие в дальнейшем об этом не говорит.

Так, окольным путем, Христос привел этого законника к тому, что он и неосознанно в душе признал Христа своим самым близким и родным. Господь привел его к тому, чтобы он и неосознанно признал, что слова: возлюби ближнего твоего, как самого себя означают: возлюби Господа Иисуса Христа как самого себя. Нам же остается сознательно и разумно признать это и исповедать. Самый близкий из всех наших ближних есть Господь наш Иисус Христос, а чрез него ближними для нас становятся и все остальные люди, находящиеся в беде, которым мы своим милосердием во имя Господне можем помочь. Над каждым из нас склонился Господь, и каждому из нас Он оставил два динария, чтобы мы лечили, пока Он не придет. Пока Он не придет в сердца наши, так что мы больше не будем видеть Его, склонившегося над Нами, но вселившегося в наши сердца и живущего в них! И лишь тогда мы будем здоровы, ибо источник здравия будет в наших сердцах.

Но взгляните, как сею притчей Господь соединяет обе заповеди о любви в единое! Любя Его как своего ближнего, мы тем любим и Бога, и Человека и, таким образом, одновременно исполняем обе заповеди о любви. До прихода Господа нашего Иисуса Христа в мир эти две заповеди были разделены. Но с Его приходом они слились воедино. В действительности совершенная любовь не может быть разделенной и не может относиться к двум предметам. В Ветхом Завете они были разделены, поскольку Ветхий Завет есть подготовительная школа для великой школы любви. В подготовительной школе расчленены предметы, органически соединенные. Когда этот объединенный и воплощенный организм любви был явлен в Господе нашем Иисусе Христе, тотчас расчлененность и раздвоенность исчезли, словно их и не было. Иисус Христос есть воплощенная любовь и к Богу, и к человеку. Ни в одном мире - ни временном, ни вечном - нет большей любви. Так принесено в мир новое, совершенно новое начало любви, новая и единая заповедь о любви, которую можно выразить так: возлюби Господа Иисуса Христа, Сына Божия, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим; возлюби Его, как самого себя. Чрез ту любовь, единую и нераздельную, ты возлюбишь и Бога, и людей. Оставь ложную надежду, о смертный человек, что когда-нибудь ты сможешь любить Бога без Христа и вне Его. И не обманывайся, полагая, что когда-нибудь ты сможешь любить людей без Христа и вне Его. Он сошел с небес и склонился над тобою, раненым и больным. Взгляни в лицо Его и познай свой прообраз! Взгляни на главного и самого близкого своего Сродника! Лишь чрез него ты можешь стать истинным сродником Богу и милосердным сродником людям. И когда ты познаешь свое родство с Ним, всякое другое родство земное будет для тебя лишь тенью и образом истинного и бессмертного родства. Тогда и ты пойдешь и будешь поступать так же, как Он; то есть считать бедных, несчастных, нагих, раненых, избитых и брошенных у дороги самыми близкими своими сродниками, более близкими, чем все остальные. И тогда ты будешь склонять над ними не столько свое, сколько Его лицо, перевязывать им раны Его бинтами и возливать на них Его масло и вино.

Таким образом, и сия притча, из которой искуситель-законник кое-что понял и воспользовался этим, охватывает собою и истолковывает всю историю человеческую от начала до конца и всю историю нашего спасения от начала до конца. Ею нас Господь учит, что только через Него мы можем стать сродниками Богу и сродниками людям. Лишь через это родство со Христом все наши другие родственные связи приобретают благородство и достоинство. Он призывает нас к бесценной любви к Нему, к любви, освещающей для нас единым светом и Бога, и людей, и даже наших врагов. Ибо и любовь к врагам возможна из одного-единственного Очага любви, Господа Иисуса Христа, Богочеловека и Спаса нашего. Ему же подобает честь и слава, со Отцем и Святым Духом - Троице Единосущной и Нераздельной, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь.

Из выпущенного издательством Сретенского монастыря. Приобрести издание можно в магазине «Сретение».

Мы часто слышим выражение «притча о самарянине добром», но что это значит, каковы сюжет и мораль? Мы все это рассмотрим в нашей статье. Предваряя же рассказ, хочется заметить, что самарянин - это символ самого чистого и незамутненного милосердия, какое только можно вообразить.

Сюжет

Человек странствовал между Иерусалимом и Иерихоном. Где-то в этом пространстве на него напали бандиты, избили, украли все вещи и оставили на дороге умирать. В то время мимо проходил священник, но он не остановился.

Потом случилось так, что шел этой же дорогой самарянин, который мало того что перевязал раны, так еще и отвез страдальца в гостиницу и дал хозяину денег на содержание совершенно незнакомого человека. Он сказал при этом, что если денег не будет хватать, то он приедет и отдаст все долги за своего нечаянного знакомого.

Отношения между родными людьми

Представьте, насколько ужасен наш мир и до какого звериного состояния дошли люди, что мы сейчас даже не можем себе вообразить такую ситуацию. И дело тут не в беспричинном, немотивированном акте доброты, которым мы не можем одаривать незнакомых людей, а в том, что мы зачастую весьма своеобразно относимся даже к своим родственникам.

Если обратимся к детективным сериалам, например, к «Коломбо», то он даст нам богатую пищу для размышлений: родные люди жгут и режут друг друга ради денег и собственности. Как думаете, они помнят, чему учит притча о самарянине добром?

Если же мы посмотрим на то, что происходит вокруг, то поймем: реальная жизнь не слишком-то отличается от вымысла, возможно, она даже хуже. Внуки ждут, когда бабушки и дедушки отправятся на тот свет, чтобы получить их квартиры. Некоторые дети настолько ненавидят своих родителей, что не хотят понимать их проблем и просто бегут из дома. Люди озлобились. Забыта мудрость, скрытая в произведении «Притча о самарянине добром», а именно: старайся быть добрым, особенно тогда, когда это наиболее трудно.

«Нет повести печальнее на свете…». Шекспир и рассказ о добром самарянине

Мы не будем подвергать здесь «Ромео и Джульетту» художественному разбору, ибо если бы трагедии не случилось, то все бы закончилось счастливым браком. Возможно, это было бы совсем неинтересно читать и смотреть.

Если же мы представим, что это реальная ситуация, то можно констатировать следующий факт: родственникам влюбленных не хватило милосердия героя сочинения (имеется в виду библейская притча о добром самарянине). Представьте: Монтекки и Капулетти презрели свои обиды и положили конец вражде ради детей еще до их смерти. Да, это была бы банальная история, но зато счастливая. Жаль, что они не вняли мудрости Иисуса. Именно об умении делать добро и быть милым с врагами говорит притча о самарянине добром. Поэтому-то и «чума на оба ваши дома». Мрачное пророчество Меркуцио сбылось: что может быть хуже, чем потерять своих детей?

Самарянин как гуманистический идеал

Сколько бы лет еще ни прошло, а поведение самарянина останется для человечества эталонным в нравственном отношении. Почему притча о добром самарянине до сих пор будит наше сердце ото сна, скованного повседневными заботами? Потому что мы знаем - обычный человек на такое поведение не способен. Самарянин остается непревзойденным нравственным и гуманистическим идеалом.

А теперь небольшая поправка на реальность. Сейчас люди, скорее, учатся у Булгакова, который наставлял: «Никогда не разговаривайте с незнакомцами». Если мы представим, что самарянин состоятелен, то вполне могло быть так: разбойник облился кровью и даже нанес себе порезы, а когда спаситель к нему подошел, то он ограбил того, кто пришел к нему на помощь. Сейчас люди не подходят к лежащим на улице, думая, что они либо пьяные, либо представители класса люмпенов. Какие уж тут проявления беспричинной доброты?

Когда мы рассказываем детям о том, как надо поступать, притча о добром самарянине послужит одним из нравственных уроков. Но дети становятся взрослыми и приходят к нам за советом. В это время мы проводим с ними инструктаж по выживанию в реальности, уже не вспоминая о Мы четко знаем, что живем в мире, где существование Бога ставится под сомнение. И, тем не менее, нужно помнить о свечениях святости, зафиксированных как в истории, так и в творчестве, чтобы оставаться человеком и хотя бы на чуть-чуть приблизиться к доброму самарянину, этому светлому гуманистическому идеалу.

Таким получился разбор, в фокусе внимания которого была притча о добром самарянине. Толкование получилось неординарным. Посыл притчи более чем прост, он понятен и доступен каждому читателю. Стоит лишь задуматься, поразмышлять и поставить себя на место главного героя.

Дети, мы должны любить всех людей, даже тех, которые нам не нравятся; должны делать добро всем, даже тем, кто нас не любит и творит нам зло. Один иудейский законник, желая испытать Иисуса Христа, придраться к какому-нибудь Его слову, спросил у Него: «Учитель, что мне делать, чтобы получить царство небесное?»

Иисус Христос ответил ему: «А что написано в законе? Что ты там читаешь?»

Законник ответил: «Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем и всей душой, и всеми силами твоими, всеми мыслями, полюби ближнего твоего, как самого себя». Сильно, от всего сердца мы должны любить Бога, думать только о том, чтобы угодить Ему.

Иисус Христос сказал законнику: «Ты правду сказал. Вот так и поступай (то есть люби Бога и ближнего) и спасешься».

Законник опять спрашивает: «А кто мой ближний?» На это Иисус Христос рассказал вот какую историю. Один человек шел из Иерусалима в Иерихон (Иерихон – это город. Из Иерусалима в Иерихон идти нужно было через пустыню, в которой жили разбойники). И попался этот человек в руки разбойников, которые сняли с него одежду, избили его и ушли, оставив на дороге еле живого. По этой же дороге довелось идти священнику. Он, увидев ограбленного и избитого человека, прошел мимо. То же самое сделал и другой прохожий, левит (служитель храма). По этой же дороге ехал один самарянин (а вы помните, что евреи и самаряне терпеть друг друга не могли). Увидел он несчастного человека и сжалился над ним. Он подошел, перевязал ему раны, обтер его маслом и вином, потом посадил на своего осла, привез в гостиницу и стал ухаживать за ним. На другой день, уезжая, самарянин дал хозяину гостиницы два динария (две монеты) и попросил позаботиться о бедном человеке, а если хозяин истратит больше денег, то самарянин обещал вернуть долг на обратном пути.

«Как ты думаешь, – спросил Иисус Христос законника, – кто из этих троих попавшему в беду оказался близким человеком?»

«Тот, кто оказал ему помощь», – ответил законник.

«Иди и делай так же», – сказал Господь ему.

Кто вам, дети, больше нравится: этот добрый самарянин или тот злой человек, который схватил за горло своего товарища, душил его и посадил в тюрьму за то, что тому нечем было заплатить долг? Я думаю, вы полюбили этого доброго самарянина. Не делайте различия между людьми по тому, родной или чужой, друг вам или враг, русский или нерусский, – всякого человека считайте своим ближним, своим братом. Кого бы вы ни увидели в несчастье или беде, кто бы у вас ни попросил помощи, пусть этот человек даже ссорился с вами, обижал и даже бил вас, – помогайте ему, как родному брату.

27 ноября 2016 года. Неделя 23-я по Пятидесятнице.
Память Апостола Филиппа.
Заговенье на Рождественский пост.

Проповедь протоиерея Вячеслава Перевезенцева на притчу о добром самарянине
Храм Святителя и Чудотворца Николая (село Макарово).

Евангелие от Луки
глава 10 стихи 25 — 37
Притча о добром самарянине

Церковнославянский Синодальный
10:25 И се, закон­никъ нѣкiй воста, искушая его и глаголя: учителю, что сотворивъ, животъ вѣчный наслѣдую? И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
10:26 Онъ же рече къ нему: въ законѣ что писано есть? како чтеши? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?
10:27 Онъ же от­вѣщавъ рече: воз­любиши Господа Бога тво­его от­ всего сердца тво­его, и от­ всея души тво­ея, и всею крѣпостiю тво­ею, и всѣмъ помышленiемъ тво­имъ: и ближняго сво­его яко самъ себе. Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
10:28 Рече же ему: право от­вѣщалъ еси: сiе сотвори, и живъ будеши. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
10:29 Онъ же хотя оправдитися самъ, рече ко Иисусу: и кто есть ближнiй мой? Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
10:30 Отвѣщавъ же Иисусъ рече: человѣкъ нѣкiй схожда­ше от­ Иерусалима во иерихонъ, и въ разбойники впаде, иже совлекше его, и язвы воз­ложше от­идоша, оставльше едва жива суща. На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
10:31 По случаю же священ­никъ нѣкiй схожда­ше путемъ тѣмъ, и видѣвъ его, мимо­иде. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.
10:32 Такожде же и левитъ, бывъ на томъ мѣстѣ, при­­шедъ и видѣвъ, мимо­иде. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
10:33 Самарянинъ же нѣкто грядый, прiиде надъ него, и видѣвъ его, милосердова: Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился
10:34 и при­­ступль обвяза струпы его, воз­ливая масло и вино: всадивъ же его на свой скотъ, при­­веде его въ гостин­ницу, и при­­лѣжа ему: и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
10:35 и наутрiя изшедъ, изъемъ два сребреника, даде гостин­нику, и рече ему: при­­лѣжи ему: и, еже аще прiиждивеши, азъ егда воз­вращуся, воз­дамъ ти. а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
10:36 Кто убо от­ тѣхъ трiехъ ближнiй мниттися быти впадшему въ разбойники? Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
10:37 Онъ же рече: сотворивый милость съ нимъ. Рече же ему Иисусъ: иди, и ты твори такожде. Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

«А кто мой ближний?»

«А кто мой ближний? » — странный вопрос. И тогда, в евангельские времена, и сейчас для большинства из нас это не вопрос. Ближний тот, кто близок. И не так важно на каком основании зиждется эта близость. Одна вера, один народ, соседи, друзья, единомышленники. Важно здесь то, что эта близость представляется, как нечто уже состоявшееся. Это некая данность, реальность в которой мы живем, в которой есть наши и не наши, свои и чужие, друзья и враги, близкие и дальние. Причем, зачастую, люди оказываются в той или иной группе по формальным признакам, потому что лично мы с ними просто не знакомы.

И вот, как мне кажется, Евангелие предлагает нам совсем другой взгляд на человека и человеческие отношения. Человек не есть просто вещь или предмет мира сего, который можно описать по формальным признакам и тем самым выразить его сущность. Человек по сути своей динамичен, изменчив, его невозможно свести к природе, которую, и правда, можно описать по формальным признакам, человек есть личность, или если быть более точным, призван быть личностью. А личность это, как известно, то в человеке, что не сводится к природе (В.Лосский). Личность в человеке это то, что не просто дано человеку, а именно задано, то, что должно вырасти из того зерна, которое есть в каждом человеке (образ Божий), но может и не вырасти. Личностью, а значит, в каком то смысле, и человеком, становятся, а не рождаются. И вот именно об этом говорит Господь в притче о милосердном самарянине (Лк.10:25-37) , отвечая на провокативный вопрос законника. То, что ожидал услышать законник могло выглядеть примерно так: те-то и те-то — ближние, потому что они, например, иудеи, а вот те, нет, они же язычники или самаряне. Или, ответ мог быть совсем противоположным - ближние все, не важно какой они веры или крови. И я думаю, что именно такой ответ нам сегодня кажется единственно правильным. Но Господь не дает прямого ответа, Он рассказывает притчу и в конце Сам вопрошает законника: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» Для нашего разговора этот вопрос Спасителя очень важен. Дело в том, что если я правильно понимаю, более точно глагол «был» употребленный в синодальном переводе стоило бы перевести как «становится». «Кто становится ближним?», — «Оказавший ему милость». Логично было решить, что ближний это священник или левит, но они прошли мимо, а самарянин, т.е. чужой или почти враг, становится ближним, делает себя ближним, а через это делает себя личностью, т.е. человеком.

И менно об этом притча о милосердном самарянине. Мир будет таким, каким его сделаем мы. Хотим, чтобы нас окружали ближние; свои, а не чужие, пусть и так не похожие на нас, надо просто видеть вокруг себя людей с их болью и радостью, надеждой и проблемами, а не красных и белых, либералов и патриотов, русских и не русских, и если есть возможность деятельно откликаться на их боль и нужду.

С обственно этим призывом Господь и заканчивает свой разговор с законником: «Иди, и ты, поступай так же» (Лк.10:37) . В переводе С.С.Аверенцева: «Ступай, и поступай так же» . Может это звучит и не так красиво, но я думаю, что Сергей Сергеевич хотел подчеркнуть этим, что Господь призывает нас этими словами не просто к действию, а именно к поступку. Не всякое действие поступок. Как замечательно сказала Ольга Седакова: «Поступок — это шаг по вертикали» . Мы за свою жизнь делаем не мало шагов, в каком-то смысле жизнь и есть движение, но большинство наших шагов меняют нас во времени и пространстве, но не меняют нас самих. Поступок - это такой шаг, который приводит к внутренним изменениям. И он может быть не только по вертикали, но и в обратную сторону. Только, если мы готовы к этим внутренним изменениям, если мы хотим стать другими, не такими как вчера, или как говорит апостол Павел: «совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол.3:9,10) , если мы готовы не просто идти по жизни, но совершать поступки, мы можем рассчитывать на то, что мы ученики Христа, а значит и то задание, которое Бог поставил перед человеком, наделяя его Своим образом, — превратить его в подобие, мы сможем выполнить.

И , как мне представляется, очень важным на этом пути становления личности, является шаг, или хотя бы внутренняя установка, но то, что бы становится ближним. Это не значит отказаться от своих убеждений, ценностей ради тех у кого они другие, это значит, для начала, постараться увидеть за этими убеждениями и ценностями человека пусть и думающего иначе, не записывая его с ходу в стан врагов. Только такая установка может дать нам шанс совершить поступок на подобии того, что совершил милосердный самарянин. А иначе вряд ли мы избежим участи священника или левита, которые не просто прошли мимо израненного человека, но и прошли мимо возможности самим стать человеком.

Добрый самаритянин (самарянин) — (иронич.) чересчур, напоказ отзывчивый, участливый, добродетельный человек. Впрочем, были времена, когда без всякой иронии добрым самаритянином называли того, кто готов прийти на помощь ближнему. Но нынче добро так редко, что в искренность как-то и не верится.
Выражение имеет начало в Библии, а точнее в евангелии от Луки

25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
26 Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?
27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
28 [Иисус] сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.
32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился
34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же (Лк. 10:25-37)

Религиозно-этническая группа, сформировавшаяся в начале эпохи Второго храма (согласно еврейской традиции около 348 года до н. э.). В Ветхом завете сообщается, что самаритятне — это смешанное население Самарии (территория Израиля), состоящее из евреев, оставшихся в этих местах после депортации большинства народа в глубинные районы Ассирийской империи в результате ассирийского нашествия 722–721 годов до н. э., и поселенных на их место представителей иных племен Ассирии. С возвращением евреев из Вавилонского плена жители Самарии пытались наладить с ними дружеские отношения, но вернувшиеся по не совсем понятным основаниям отвергли союз, что и послужило причиной образования самаритян, как отдельного народа. Самаритяне — иудеи, но евреи не считают их себе равными, потому что самаритяне, хоть и считают Тору священной книгой, не признают все прочие книги ТАНАХа и не отмечают праздники, связанные с историей евреев после разделения народа (Пурим, Ханука). Сегодня самаритяне живут в Холоне и поселении Кирьят-Луза около Шхема. Их всего чуть менее тысячи человек.
В прошлом самаритяне и евреи относились друг к другу, мягко говоря, без симпатии, тем ценнее был поступок «доброго самаритянина»

«Добрый самаритянин» Рембрандта

Великий голландский художник Рембрандт Харменс ван Рейн посвятил притче о добром самаритянине две работы: офорт 1633 года и картину 1638-ого. В первом случае Рембрандт отошел от библейского сюжета и вввел в действие несколько иных персонажей: слугу, женщину у колодца, мужчину в шляпе с пером, который выглядывает из окна. Во втором, «Пейзаже с милосердным самаритянином», художник следовал традиции. Самаритянина на ней почти не видно, силуэт как бы растворен, сливаясь с пейзажем. Зато прописаны священник и левит, спиной к самаритянину стоит также охотник, высматривающий птиц.