Тема: Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? Суффиксы. Начальная школа Как выделяется суффикс

После гласных и после Ь, Ъ буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, один из которых (или часто обозначается). Именно этот звук может оказаться суффиксом или частью суффикса. Это доказывает правильность выделения морфемы. Проверить правильность разбора можно в словообразовательном словаре. Образует глаголы с возвратным значение.

Смотреть что такое «Основные суффиксы русского языка» в других словарях:

В художественных произведениях суффиксы могут придавать словам нужную эмоциональную окраску: уменьшительную, ласкательную, преувеличительную. С помощью таких слов автор (герой, рассказчик) выражает различные оттенки чувств: суффикс выявляет и показывает отношение говорящего к обсуждаемому предмету, качеству, признаку. Суффикс - У этого термина существуют и другие значения, см. Суффикс (значения). Заимствованные слова в русском языке - Заимствования иностранных слов один из способов развития современного языка. Язык всегда быстро и гибко реагирует на потребности общества.

Более того, в огромном большинстве тренировочных вариантов, подготовленных ФИПИ, в заданиях реально встречаются в основном глаголы в неопределённой форме, причастия, деепричастия, прилагательные. Могут ли быть вопросы относительно правописания суффиксов существительных? Глаголы-исключения для выполнения этого задания интереса не представляют: ведь нужно узнать букву не в окончании, а в суффиксе. Нужно заняться другим: научиться безошибочно определять, от какого глагола образованы причастия и деепричастия. Какие это суффиксы и как их писать, придётся разобраться.

Суффикс -адь- образует существительные со значением женщины или жены: попадья. При помощи того же суффикса могут быть образованы слова и от прилагательных: крепыш. Аффиксальные морфы, выступающие только между двумя простыми основами в составе сложной основы, называются интерфиксальными (соединительными).

Словообразовательные

Не могли бы вы пояснить мне: как определить, один суффикс в слове или несколько? Приехали. Выходит, про каждое слово нужно отдельно в словаре узнавать, к примеру, суффикс там -овник- или суффиксы -ов- и -ник-. И так с остальными словами. Но тут уж надо понимать принципы словообразования. А почему тема в ГРАММАТИКЕ, а не в СЛОВООБРАЗОВАНИИ, кстати? В общем, есть морфема…

Формообразующих суффиксов в русском языке сравнительно немного. Часть исследователей характеризует эти морфемы как окончание, другие – как суффикс. Суффикс -тель в данном случае не выделяется, поскольку в русском языке нет существительного сознатель. 5. Суффиксы занимают положение после корня перед окончанием (если оно имеется у слова).

Предположим, что необходимо определить морфемный состав слова бег. На первый взгляд, оно состоит из корня и нулевого окончания. Суффикс этот - нулевой: бегØ, синьØ, тишьØ (помимо этого, следует отметить попутно, у них ещё и нулевое окончание). 1 В данном случае речь идёт только о суффиксальном способе образования слов и его разновидности - нулевой суффиксации. Словообразовательно-морфемный словарь русского языка Галиуллина К.Р. (представлены словообразовательные гнёзда и деление слова на морфемы). В каких словах в современном русском языке приставки пре- и пред- уже не выделяются?

Например: смен-щик, учи-тель, лет-чик, забот-лив-ый. 3) –тель– служит для образования отглогольных им. сущ-ых. Некоторые суффиксы служат не только для создания новых слов, но и необходимы для стилистической их окраски.

Это легко сделать, если подобрать однокоренные слова. Можно взять слово «традиция», которое является мотивирующим для данного прилагательного. В слове «традиция» окончание –я, если быть точнее, -ja, остальное – корень, значит, и в искомом слове нужно выделить корень «традици-». Суффикс представляет собой такую часть слова, с помощью которой можно пополнить словарный запас языка и расширить его многообразие. Разбор слова по частям изучает морфемика. На диктантах, изложениях и экзаменах довольно часто присутствует задание на разбор слова. Ничего сложного в разборе слова нет, главное уяснить основные правила разбора и выучить морфемы.

Цели: познакомить с суффиксом как значимой частью слова; формировать умения выделять суффиксы в словах, образовывать с помощью суффиксов новые слова.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Учащиеся читают свои тексты.)

III. Актуализация знаний

Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

1) Землю согрело, не опоздай с посевом.

2) Разлитую воду не соберёшь.

Найдите слова с приставками. Выпишите их, выделите при­ставки.

IV. Самоопределение к деятельности

Спишите слова. Выделите в них корень. Столик, пенёк, лётчик.

Назовите окончания. (Нулевые окончания.)

- Объясните лексическое значение каждого слова.

Сравните слова по составу. Чем они похожи? (Состоят из корня и части после корня.)

Кто уже знает, как называется часть слова, которая стоит после корня? (Ответы детей.)

Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 164 (с. 89).

- Прочитайте стихотворение.

Как называется часть слова, которая стоит после корня? (Суффикс.)

Упр. 165 (с. 89).

- Прочитайте группы слов.

Сравните слова в каждой группе. Чем они похожи и чем отличаются?

С помощью какой части слова образованы новые слова?

Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют части слова.)

Что такое суффикс?

Для чего служат суффиксы?

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 166 (с. 90).

- Прочитайте текст. О каком городе в нём говорится?

Выполните задания.

Прочитайте однокоренные слова, которые вы выписали, и назовите в них суффиксы. (Тверь, тверичи (-ич-), тверские (-СК-).)

Какие ещё слова в тексте имеют суффикс -ск-1 (Русский, конских.)

- А как называют жителей нашего города (села)?

Прочитайте ниже сведения о языке.

Что нужно сделать, чтобы найти в слове суффикс?

Приведите примеры.

Упр. 167 (с. 90).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

Корень мой находится в цене.

В очерке найдите приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Вся же в дневнике я и в журнале. (Оценка.)

Корень - с дорогой роднится,

В сборе приставка таится,

Суффикс как в слове дневник.

Целым же - в космос проник. (Спутник.)

VIII. Рефлексия

(Работа в парах.)

Прочитайте слова.

Домик, пригород, берёзка, рыбак, переход, отлёт.

Разделите их на две группы. (1) Домик, берёзка, рыбак; 2) пе­реход, отлёт, пригороде)

- По какому признаку вы разделили слова? (В первой группе слова, образованные с помощью суффиксов, во второй - с по­мощью приставок.)

- Что такое приставка? Для чего она служит?

Что такое суффикс? Для чего он служит?

IX. Подведение итогов урока

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание

Записать десять слов с суффиксами.

Как разбирать слово по составу + ТАБЛИЦА СУФФИКСОВ

Разобрать слово по составу - значит сделать его морфемный анализ , или указать, из каких морфем слово состоит. Морфема - минимальная значимая часть слова.
Напомним, на какие части можно разбить слово:

Корень

главная значимая часть слова, которую имеют родственные слова.

В русском языке есть слова, которые состоят из одного корня: гриб , метро , пер о , остров , погод а .
Также, есть слова состоящие из двух корней: тепл о ход , вод о пад , сам о вар .
Из трех корней: вод о гряз е леч ебница.
Из четырех корней: электр о свет о вод о леч ение.

Суффикс

значимая часть слова, которая стоит после корня и предназначенная для образования новых слов.

В некоторых словах может быть два суффикса: подберез ов ик - суффиксы - ов - и - ик - .

Приставка

это значимая часть слова, которая находится перед корнем и предназначена для образования новых слов.

Окончание

это изменяемая часть слова, она служит для связи слов в предложении.

Итак, чтобы разобрать слово по составу надо найти в слове окончание, для чего надо изменить слово.

Например, в слове поездка .

Изменяя слово: поездк ой , или поездк у , то видно - изменяемая часть - а . Обведем её рамочкой, это окончание .

Далее найдем корень, для этого подберем однокоренное слово - по езд , пере езд . Сравнивая эти слова - видим, что не меняется часть слова езд . Это и есть корень .

Затем найдем приставку , для этого надо опять подобрать однокоренные слова - по езд , под ъезд. Видно, что приставка стоит перед корнем, т.е. в нашем случае - это часть слова по .

И наконец, найдем суффикс , который стоит после корня и предназначен для образования слова, в нашем случае - это часть слова к .

У нас получилось:

Теперь рассмотрим самые распространенные суффиксы имен существительных:

суффикс

пример

к

леп к а, лап к а

ик

луч ик , пакет ик

ок

волос ок , снеж ок

чик

лет чик , кузне чик

щик

гон щик , бан щик

ник

меха ник , двор ник

ек

платоч ек , веноч ек

ёк

кул ёк , парен ёк

ишк

дом ишк о, пальт ишк о

ышк

пятн ышк о, пер ышк о

ушк

весн ушк и, баб ушк а

юшк

гор юшк о, пол юшк о

очк

ламп очк а, дуд очк а

ечк

сит ечк о, сем ечк а

оньк

ябл оньк а, дев оньк а

еньк

руч еньк а, нож еньк а

ищ

изб ищ а, руч ищ а

тель

учи тель , строи тель

ист

такс ист , программ ист

онок

зайч онок , волч онок

ёнок

лис ёнок , тигр ёнок

ат

галч ат а, волч ат а

ят

лис ят а, тигр ят а

Самые распространенные суффиксы имен прилагательных:

суффикс

пример

н

суббот н ий, извест н ый

ов

образц ов ый, холщ ов ый

ев

кольц ев ой, ежедн ев ный

оват

бедн оват ый, мал оват ый

еват

молодц еват ый, син еват ый

оньк

мах оньк ий, лёг оньк ий

еньк

сер еньк ий, бел еньк ий

ск

белорус ск ий, монголь ск ий

лив

счаст лив ый, хваст лив ый

чат

дыр чат ый, дым чат ый

Суффиксы у глаголов:

суффикс

пример

а

прыг а ть, дрыг а ть

я

се я ть, ве я ть

е

тверд е ть, гляд е ть

и

глад и ть, езд и ть

о

мол о ть, кол о ть

л

прыгну л а, сея л и

Образцы разбора слов:

пришкольный

1. Выделяем окончание, ищем однокоренные слова: пришкольн ому , пришкольным. Окончание ый .

2. Находим корень: пришкольный - школ а, школь ник. Корень школь

3. Ищем суффикс: холод н ый, молодеж н ый - прил. Суффикс в слове пришколь н ый - н .

4. Теперь приставка: при усадебный, при морский. То есть приставка при .

подосиновики

1. Окончание, изменяем слово: подосиновик, подосиновик ам , подосиновик ов . Окончание и .

2. Корень: подосиновик - осин а, осин ник. Корень осин .

3. Суффикс: орех ов ый, осин ов ый, - ов -. И суффикс - ик -: подберезов ик , мохов ик .

4. Приставка: под одеяльник, под березовик. Приставка под .

Суффикс — значимая часть слова, которая стоит после корня или после другого суффикса и обычно служит для образования новых слов, иногда для образования новых форм слова.

Суффикс не является обязательной частью слова. В слове может не быть суффикса, может быть один или несколько суффиксов:

друг, друж-ок , рам-оч-к (а).

Формообразующие (словоизменительные) суффиксы

Суффиксы (их немного), которые служат для образования новых форм слова, называют формообразующими (словоизменительными). При морфемном разборе эти суффиксы не входят в основу слова.

Например,

  • суффикс –ть (-ти ) образует неопределенную форму глагола: сиде-ть , нес-ти
  • суффикс -л- — форму глаголов прошедшего времени: чита-л , дума-л .

Суффиксы –ть (-ти ), -л- не входят в основу слова.
Иногда формообразующий суффикс может стоять после : пойд(ем)-те, поед(ем)-те .

Возвратный суффикс глагола –ся/-сь когда-то был местоимением себя :

причесыва(ю)сь = причесыва(ю) себя .

Возвратные суффиксы -ся, -сь входят в основу слова и часто стоят после :

Закрыва (ет)ся , умыва (ю)сь

Более подробно см. Словоизменительные суффиксы.

Напомню, что:

  • словоизменение - это образование форм одного и того же c лова.
  • словообразование - это образование новых слов.

Словообразовательные суффиксы

С помощью словообразовательных суффиксов образуются слова разных частей речи, но наиболее часто образуются существительные и прилагательные.
Например, один из самых активных суффиксов образования существительных -ник- :

лес-ник , школь-ник , уче-ник , троеч-ник , спут-ник , курорт-ник , льгот-ник , суббот-ник и т.д.

Самым активным суффиксом, с помощью которого образуются прилагательные, является суффикс -ск- :

сель-ск (ий), деревен-ск (ий), мор-ск (ой), москов-ск (ий) и т.д.

Одни и те же суффиксы используются для образования разных по значению слов одной и той же части речи .
Например, суффикс -ник -, —от — . —ок — (гриб-ник, крас-от (а), друж-ок ) служат для образования только существительных; -ск- (флот-ск (ий) ) — для образования только прилагательных; —ыва -,-ива — (обдум-ыва -ть ) — только для глаголов. Поэтому мы говорим о суффиксах разных частей речи:

Примеры образования слов с помощью различных суффиксов:

  • от корня добр- : добр(о), добр-от(а), добр-як, добр-от-н(ый), добр-е-ть ;
  • от малин- : малин(а), малин-к(а), малин-ник(), малин-овк(а), малин-ов(ый), малин-н(ый) ;
  • от врем- : врем(я), врем-ечк(о), врем-янк(а), врем-ен-н(ый), врем-ен-н-о, врем-ен-щик .

Если корень содержит основное лексическое значение (смысл) слова, то суффиксы (как и ) дополняют это значение, уточняют его. Например:

  • суффикс вносит уменьшительно-ласкательное значение: дочь — доч-к (а) — доч-еньк (а), дом — дом-ик ;
  • увеличительное значение: рука — руч-ищ (а) ;
  • суффикс используется для образования слов-названий детенышей животных: слон-ёнок , ут-ёнок ;
  • для обозначения лиц мужского пола по профессии, месту жительства, по принадлежности к национальности: учи-тель , трактор-ист , москв-ич , сибир-як , академ-ик , груз-ин , кавказ-ец и т.д;
  • для обозначения лиц женского пола по профессии, месту жительства, по принадлежности к национальности: продав-щиц (а), мастер-иц (а), фельдшер-иц (а), осет-ин-к (а), машин-ист-к (а), писатель-ниц (а) и т.д
  • выражение отношения к лицу: хитрюг а, жадюг а, малявк а, козявк а, лентяй , слюнтяй .

Суффиксы (и ) могут многое рассказать о слове. По суффиксам можно определить часть речи, а для существительных и род. Например, суффикс тель в конце слова — существительное мужского рода (учи-тель, строи-тель, води-тель ),
суффикс —от — — существительное женского рода (добр-от(а), глух-от(а), крас-от(а) );
суффикс —ск — — прилагательное (венгер-ск(ий), рус-ск(ий) ).

Суффикс может быть не обозначен буквами.

Суффикс или часть суффикса может быть скрытой , то есть не представленной явно на письме буквами. Тогда его выделяют с помощью транскрипции, указав звук суффикса.
После гласных и после Ь, Ъ буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, один из которых [й’] (или часто обозначается ). Именно этот звук может оказаться суффиксом или частью суффикса. Тогда суффикс выделяется с помощью транскрипции.
Например:

врунья — [врун’ /й’ / а] , эмиграция — эмигр, двое — дв, лисьего [л’ис’/й’ /ива], лисьей [л’ис’/й’ /ий’].

Порядок действий при выделении суффикса в слове на примере слова старинный :

  1. Выделить корень и окончание, меняя форму слова и подбирая родственные слова, используя разные суффиксы: стар(ый), стар-ость, старинн(ые) — стар-инн(ый) ⇒ корень стар -, окончание -ый ;
  2. Может ли -инн- бытьсуффиксом? Перебираем родственные слова, которые могут содержать часть -инн- . Находим слово стар-ин (а) , в котором -ин — — суффикс, выделяем его: стар-ин- н(ый) .
  3. Рассматриваем оставшееся -н- . Прилагательное старин-н(ый) образовано от существительного старин(а) с помощью суффикса -н-
  4. Докажем правильность выбора морфемы -н- , подобрав слова с другим корнем, но с тем же суффиксом (той же части речи, что и исходное слово, т.к. суффиксы «связаны» с частями речи): огород(ый) (от огород), мод-н (ый) (от модный), осен-н (ий) (от осень) . Это доказывает правильность выделения морфемы.
  5. Вывод: стар-ин-н (ый) .

Проверить правильность разбора можно в словообразовательном словаре.

Более подробно см. Выделение суффикса в слове.

Чтобы определить суффиксы, полезно знать наиболее используемые из них.

Суффиксы Их работа
Образуют существительные
-к-
-ик-
-ек-
-ок-
-еньк-
-оньк-
-ечк-
-очк-
-ушк-
-юшк-
рыба — рыбк а
ключ — ключик
замок — замочек
друг — дружок
рука- рученьк а
лиса- лисоньк а
Ваня – Ванечк а
игла – иголочк а
дед – дедушк а
поле — полюшк о
Придают словам уменьшительный или ласкательный оттенок
-ник-
-чик-
-щик-
-тель-
-ниц-
-к-
лес — лесник
возить — возчик
барабан — барабанщик
учить — учитель
учить — учительниц а
радист — радистк а
Образуют слова, называющие лиц по роду их занятий
Образуют прилагательные
-ист-
-ск-
-ов-
-ев-
-н-
скала — скалист ый
город — городск ой
горох - горохов ый
шаль — шалев ый
лето — летн ий
Образуют глаголы
-а-
-и-
-е-
-ова-(-ёва-)
-ива-(-ыва-)
звук – звуча ть
рана –рани ть
белый – беле ть
зима – зимова ть
кольцо — кольцева ть
укачать — укачива ть
открыть -открыва ть
-ся-(-сь-) учить — учиться — учусь
лечить — лечиться — лечусь
Образует глаголы с возвратным значение. Могут располагаться после окончания. Входят в основу слова.
Формообразующие суффиксы
-ть-
-ти-
читать
нести
Суффиксы неопределенной формы глагола. Не входят в основу слова.
-л- читаю – читал ;
говорю — говорил
Образует форму прошедшего времени глагола. Не входят в основу слова.

У глаголов, оканчивающихся на -чь , часть слова —чь входит в состав корня: жечь, печь.

Уточнить суффиксы можно в словообразовательных и морфемных словарях (Потиха З. А. Школьный словарь строения слов русского языка. М., 1987. , Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка, Ефремова Т. Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. М., 1996. , Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка, Баронова М.М. Разбор слова по составу, М., 2011 и т.п.) .