Значение фразеологизма «В ногах правды нет. Почему говорят, что «в ногах правды нет» Что означает выражение в ногах правды

К фразеологизмам относятся различные устойчивые выражения: цитаты, высказывания, поговорки. С их помощью можно точно и ярко выразить свою мысль. Поэтому фразеологизмы встречаются не только в учебниках, художественной литературе, их также активно используют в повседневной речи. Например, можно услышать такое выражение, как «в ногах правды нет». Значение фразеологизма наверняка известно многим. Так говорят, когда предлагают присесть. Тем не менее, мы более подробно рассмотрим толкование выражения, а также раскроем его этимологию.

«В ногах правды нет»: значение фразеологизма

Для точного определения обратимся к авторитетным источникам - словарям. В толковом С. И. Ожегова имеется определение выражения «в ногах правды нет». Значение фразеологизма в нем - «лучше сидеть, чем стоять». Отмечено, что рассматриваемый нами оборот является поговоркой.

Во фразеологическом словаре М. И. Степановой сказано, что данное выражение обычно сопровождает приглашение сесть. В нем также стоит стилистическая пометка «прост.».

Так растолковано в словарях выражение «в ногах правды нет», значение фразеологизма.

Происхождение поговорки

Во фразеологическом словаре М. И. Степановой указано, как образовалось это выражение. Там сказано, что в старину, чтобы взыскать частные долги и казенные недоимки, должников ставили босиком на снег или били прутьями по пяткам и икрам. Таким образом добивались правды, мол, на ногах она не раскроется. В связи с этим жестоким методом образовалось рассматриваемое нами выражение, которое, несмотря на свою этимологию, не содержит угрозы. Когда желают, чтобы кто-то присел, говорят: «В ногах правды нет». Значение фразеологизма - лучше не стоять.

Когда-то были времена, когда далеко не каждый мог ступить на территорию, лежащую за массивными каменными стенами крепости Деравар в Пакистане. Этот форт был защищен со всех сторон и в нем находились лишь солдаты и высокопоставленные особы, которых они защищали. В наши дни руины крепости доступны для любого путешественника, как одна из самых интересных достопримечательностей этих мест.

Когда-то были времена, когда далеко не каждый мог ступить на территорию, лежащую за массивными каменными стенами крепости Деравар в Пакистане. Этот форт был защищен со всех сторон и в нем находились лишь солдаты и высокопоставленные особы, которых они защищали. В наши дни руины крепости доступны для любого путешественника, как одна из самых интересных достопримечательностей этих мест

Солдатов в пустыне Холистан уже давно нет, но один из самых выдающихся фортов средневекового мира все ещё является частной собственностью, принадлежащей королевской семье Абасси. Внутри также находится родовое кладбище этой семьи

Деравар находится на приличном удалении от цивилизации. Как правило, туристы нанимаю гида из местных, с которым и отправляются в путешествие в эти места. Любой может войти на территорию крепости, но для того, чтобы осмотреть сооружения изнутри, требуется специальное разрешение от Эмира Бахавалпура.

Давайте же и мы посмотрим на это сооружение прошлых цивилизаций …

Форт Деравар – величественная крепость посреди пустыни Холистан, относящаяся к эпохе средневековья и являющаяся одной из наиболее ярких и неординарных достопримечательностей Пакистана. Это масштабное фортификационное сооружение с величественными стенами обладает квадратной планировкой и по периметру охватывает 1,5 км, а в диаметре достигает до 1 км. Высота этой восточной цитадели просто захватывает дух. Возвышающиеся на 30 метров массивные крепостные стены кажутся уходящими в небо. Угловые же башни несколько выше остальных, что придаёт виду форта ещё более грандиозное величие, словно подчёркивая его неприступность. Всего у форта Деравар 40 величественных башен, которые возвышаются над пустыней и кажутся каким-то особым царством из восточных сказок.

Тот форт, который сейчас можно увидеть, не является первоначальным. Первая крепость была возведена ещё во времена правления раджей династии Джайсалмера. Современная же цитадель была заложена гораздо позже, в 30-е годы 18 века, уже на руинах этой более ранней крепости, относящейся ещё к домусульманскому периоду. Но спустя 15 лет после её возведения навабы утратили контроль над ней, вплоть до 1804 г., когда форт Деравар вернулся во владения рода Абасси, чей предок возвёл первоначальный форт. В пустыне Холистан встречается несколько старинных крепостей, но форт Деравар среди них наиболее впечатляющий по своему грандиозному величию и к тому же наиболее сохранившийся.

Столь мощная оборонительная конструкция надежно защищала крепость и не давала атакующим войскам ни малейшего шанса на победу. Огромные по тем временам, укрепленные стены форта Деравар плотным кольцом смыкались вокруг главной постройки и производили ошеломляющее впечатление на незваных гостей.

У стен крепости располагается мечеть из белого мрамора, возведённая в 30-е гг. 19 в. ханом Амиром, и некрополь навабов династии Аббаси, чьей фамильной собственностью и является форт Деравар. Мечеть впечатляет изящной архитектурой на фоне столь массивных стен форта и является ярким образцом типичной могольской архитектуры. У этого сооружения прямоугольное основание и 3 купола, а каждый из углов украшен минаретом.

Ноги без правды

В ногах правды нет – этот устойчивый фразеологизм в наши дни означает что-то вроде приветствия и одновременно предложения гостю или собеседнику присесть. Обычно данное выражение употребляется со словом “присаживайся”. Например: “Присаживайся, в ногах правды нет, давай все обсудим.”

Однако, безобидное и вежливое выражение “в ногах правды нет”, на самом деле имеет довольно темное историческое происхождение, и первое время ассоциировалось с нечеловеческими телесными муками.

Происхождение выражения «в ногах правды нет»

Само выражение “в ногах правды нет” появилось в XV-XVIII веке на территории тогдашней Руси среди славянского населения. В те времена существовал закон, согласно которому должник – человек одолживший деньги или имущество, не способный отдать долг князю или боярину, подвергался “правежу”. Сам же “правеж” представлял собой принудительный процесс возмещения “правды”, а под тогдашним словом “правда”, подразумевался долг или задолженность.

Возможно, у многих возник вопрос, а причем же здесь ноги? На самом деле тогдашнее принудительное судебное взыскание, сильно отличалось от действий современных судебных приставов. Назначенный по тогдашнему суду правеж, заключался в нанесении должнику ежедневных ударов по ногам, обычно металлическими прутьями. Количество дней такого возмещения долга, определял судья, и минимальный срок публичного избиения составлял 30 дней. Кроме этого, задолженность с должника не снималась, за очень редким исключением.

Вышеописанная история судебного делопроизводства на Руси просуществовала несколько веков подряд. После чего правеж был отменен. Это связано с тем, что сам правеж не приносил никакой пользы. Обычно после нескольких ней правежа, должник, получивший нечеловеческие удары металлическими прутьями по ногам, становился калекой и полностью недееспособным. То есть, долг отдать он не мог, даже если бы он захотел отработать задолженность, с перебитыми ногами он не мог уже работать физически.

Появления фразы “в ногах правды нет”, произошло одновременно, как среди должников, подвергавшихся правежу, так и среди тогдашних зажиточных “кредиторов”. Понимая бессмысленность такого судебного делопроизводства и те и другие, говорили просто: “В ногах правды нет…” Однако, хотя правеж со временем был упразднен, наказание крепостных крестьян связанное с ногами не исчезло полностью.

В более поздние века, помещики, обнаружив серьезную кражу или порчу имущества, выгоняли всех крепостных крестьян на площадь и заставляли всех стоять, не давая при этом присесть. Цель такого “стояния”, которое могло продлиться до 5-7 дней, заключалась в том, чтобы виновный из толпы сам сознался в содеянном или чтобы его выдали другие крепостные крестьяне. Однако, как правило, кражи и порчу имущества у помещика, совершали крестьяне, готовящиеся к побегу, то есть в “стоянии” они уже не принимали участие, так как успевали сбежать. Те же крестьяне, которые без вины были обречены на мучительное “стояние”, твердили всем сейчас знакомую «пословицу «: “В ногах правды нет…”

Дата: 2013-09-23

Садись, в ногах правды нет – любезно предлагаем мы отдохнуть в кресле собеседнику, гостю или посетителю. А, между прочим, откуда в ногах может взяться правда, и почему именно о ногах мы говорим в случаях поиска правды? Автоматически повторяя это выражение, я только недавно заинтересовался его историей и истинным смыслом.

История этого выражения приводит нас к истокам зарождения правовой системы – да, да, не больше и не меньше. А точнее, той сферы юриспруденции, которая отвечала за ответственность должников по взятым обязательствам, когда они случайно или намеренно отказывались их исполнять.

Не секрет, что люди, взявшие что-то у кого-то в долг, иногда по различным уважительным обстоятельствам или по злому умыслу не торопятся его возвращать в оговоренный срок. В таких случаях приходилось применять к должнику определенные методы воздействия, которые по общественному мнению могли помочь разрешить спор и осуществить или найти правду.

Правдой в средневековой Руси называли не только истину или действительно случившееся, но и право человека, ему принадлежащее и защищаемое судом. Отсюда и истинное значение глагола «править» - взыскивать положенное по закону. Учитывая то, что законы принимали как раз те, кто ими и руководствовался, становится понятным, что «правление правящих правителей» изначально имеет совершенно определенную цель, меньше всего связанную с заботой о людях и их благополучием.

К таким средствам относилось публичное нанесение ударов палками по ногам. Провинившегося каждый день выводили на рыночную или соборную площадь, снимали с него обувь и били по икрам и пяткам. Экзекуция прекращалась лишь тогда, когда должник сам находил возможность расплатиться или же сердобольные и великодушные окружающие поручались за него.

Другой вариант правежа (то есть взыскания) появился немного позже, во время крепостничества. Если в хозяйстве помещика что-то пропадало или совершалось какое-нибудь вредительство, то правду искали следующим образом. Не мудрствуя лукаво и не утруждая себя дедуктивными методами и следственными мероприятиями, барин выгонял всех крепостных босиком во двор и заставлял стоять до тех пор, пока виновник происшествия сам не признается. Понятно, что погодные условия не имели никакого значения.

Все перечисленные способы поиска правды часто в итоге оказывались несостоятельными. В случае действительного отсутствия у должника возможности вернуть долг дальнейшее его избиение никак не могло дать положительный результат. В другом случае для того, чтобы прекратить издевательство, вину брали на себя люди, непричастные к преступлению. Поэтому и нет правды в ногах. Только в те давние времена эту фразу говорили уже после того, как наказание оказалось бессмысленным.

Существует еще одна версия происхождения этого выражения – когда должник спасался бегством от долга и наказания. Но тогда логичней было бы сказать, что от ног нет правды, поэтому такое объяснение мне кажется несостоятельным.

Современное значение этого выражения означает приглашение присесть до начала всех разбирательств и поиска правды. Мы как бы сообщаем собеседнику, что все вопросы можно решить другими способами, незачем дубасить друг друга по ногам, ведь правды в них нет. С другой стороны, если вдуматься, то фраза «в ногах правды нет» - весьма сомнительная вежливость – мы просто сообщаем во всеуслышание, что лишь не собираемся бить по ногам в виду бесполезности процесса, и только.

Скорее всего, это выражение уместно применять в разговоре с человеком, не выполнившим перед вами определенные обязательства, причем, по сути, сказанный фразеологизм совершенно не предлагает присесть, прилечь или встать на голову, чтобы ноги отдохнули – речь совершенно не об их усталости. А самым логичным ответом на эту фразу было бы тактично намекнуть на то, что вы ничего не должны. Если это, конечно, соответствует действительности.

В наше время древнерусское выражение «в ногах правды нет» стало часто использоваться доморощенными юмористами или форумными троллями, радостно сообщающими, что правды действительно нет в ногах, но она где то рядом – чуть выше или в … (другом месте). Просто нашли повод поскабрезничать, не имея ни малейшего представления о сути этих слов. Надеюсь, что не увижу здесь подобных комментариев и заранее благодарен за это.

На этом все.

До следующих встреч на страницах сайта .

Во фразеологических словарях даётся следующее толкование выражению «В ногах правды нет»: обращение с приглашением присесть в значении – лучше сесть, чем стоять. Кроме того, присутствует пометка «разг.» - разговорное, «шутл.» - шутливое.

Стоит отметить, что зачастую эту словесную формулу называют не фразеологизмом, а поговоркой. Например, именно так считал Владимир Иванович Даль, поместив её в свою книгу «Пословицы русского народа». Однако во всех современных фразеологических справочниках и словарях также объясняется значение этого выражения. Итак, каково же значение фразеологизма «В ногах правды нет»? Сначала обсудим его происхождение.

Происхождение фразеологизма «В ногах правды нет»

История возникновения этого устойчивого выражения связана с судебными обычаями Древней Руси. Система наказаний в те времена значительно отличалась от современной и была зачастую связана с физическим воздействием. Под пытками выбивались и сведения о виновности человека в преступлении, свидетельские показания, долги.

Так, в XV – XVIII вв. в древнерусском праве существовал метод принудительного взыскания долгов - «правёж». Он применялся к людям, которые не хотели или по каким-то причинам не могли заплатить долг. Название происходит от древнерусского слова «править», что означало «взыскивать». Этот способ заключался в том, что обвиняемого приводили в приказную избу (место, где размещалась городская власть), разували и ежедневно били по ногам батогами (толстыми палками, специально предназначенными для телесных наказаний). В итоге должник либо возвращал деньги, либо его отдавали в холопы к кредитору. Бессмысленность такого способа получить долг очевидна: часто должник после длительных истязаний становился калекой и попросту не мог больше работать, чтобы получить средства для возвращения долга. Возможно, именно поэтому появилось выражение «В ногах правды нет», то есть таким путём, с помощью битья по ногам, долги не вернёшь.

Существует вторая версия происхождения фразеологизма «В ногах правды нет», тесно связанная с первой. Многие должники, зная, какое наказание им уготовано за неуплату долгов, заранее сбегали, опасаясь жестокой физической расправы, предусмотренной «правежем». Поэтому люди говорили, что от них «правды» (в данном случае - «долга») добиться уже невозможно. Из-за этого возникло выражение «В ногах правды нет».

Еще откуда мог появиться фразеологизм «В ногах правды нет»

Некоторые учёные придерживаются иной версии, при этом тоже связанной с системой наказаниями за преступления в Древней Руси. Большинство помещиков, имевших крепостных крестьян, воспринимали их как свою собственность и могли применять к ним самые жестокие меры. Так, если помещик обнаруживал пропажу или порчу какого-то имущества, он собирал крестьян и заставлял их стоять до тех пор, пока они не выдадут виновного.

Но дело в том, что украсть или повредить имущество помещика решались только те крестьяне, которые готовились к побегу. Даже если порча произошла случайно, то крестьяне, понимая, какая расправа их ожидает, предпочитали бежать и скрываться от помещика. Поэтому стояние остальных крестьян оказывалось бессмысленным: виновный обычно заранее убегал. Обречённые не мучительное и напрасное стояние, иногда в течение нескольких суток, крестьяне твердили знакомое нам теперь выражение: «В ногах правды нет».

С тех давних пор многое изменилось в общественной жизни, но фразеологизм «В ногах правды нет» прочно вошёл в обиход и используется до сих пор. Однако значение его изменилось. Теперь это не мрачная фраза, а полушутливое выражение, обращённое к собеседнику с тем, что гораздо удобнее вести беседу сидя.

Мы рассмотрели значение фразеологизма «В ногах правды нет», а также историю его возникновения. Версий немало, но суть его появления одна. В нашем блоге вы найдете значение многих других фразеологизмов.