Психологические характеристики физического образа я. Методика исследования самоотношения к образу физического я. Разработка программы исследования

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Алтайск ий государственный университет,

ОБРАЗ ФИЗИЧЕСКОГО "Я" БОДИМОДИФИКАТОРОВ

Белянова В . Н .

Лужбина Н . А .

Россия, г. Барнаул

В статье представлены результаты эмпирического исследования образа физического "Я" бодимодификаторов (на примере художественной татуировки), описаны социально-психологические особенности образа физического «Я» бодимодификаторов.

В современном мире изучение образа тела в направлениях социально-психологического подхода это достаточно новое, но при этом интересное для многих исследователей направление, где рассматривается образ телесного Я как одна из составляющих «Я»-концепции (Р. Бернс, И.С. Кон, A.A. Реан, В.В. Столин). . Большинство исследований, которые проводились в данном направлении, посвящены общепсихологическим вопросам взаимосвязи душевного и физического в человеке, а также другим, более узким аспектам восприятия собственного тела человека (физиологические особенности и качества, характерные для определенного пола) . И всё же, на наш взгляд, во многих научных трудах проблема восприятия тела в связи с его внутренними психологическими особенностями и внешними воздействиями общества, раскрывается недостаточно.

Большинство исследователей, так или иначе изучающих проблемы Я-концепции сходятся во мнении, что образ физического Я человека является одним из важнейших в целостной структуре личности (Р.Бернс,У. Джемс, В.Н. Куницина, М.О. Мдивани, Э.Эриксон). Этот неотъемлемый компонент Я-концепции оказывает влияние не только на эмоциональную и межличностную сферы жизни человека, но и задаёт динамику протекания объективных жизненных процессов. Поэтому, на наш взгляд, недостаточное теоретическое и методологическое исследование особенностей образа физического Я и динамики их взаимосвязи, а также необходимость анализа процессов стабилизации физического Я и нормализации Я-концепции в целом показывает практическую значимость их всестороннего изучения с целью раскрытия феномена тела с социально-психологической стороны.

Интерес к этой теме в рамках нашего исследования продиктован еще и тем, что все больше количество молодых людей стремится к видоизменению своего тела, пытается сделать его индивидуальным, непохожим, придать ему неповторимость посредством его модификации. В связи с этим возник интерес к различным сторонам бодимодификации, особенно художественной татуировки, как наиболее распространённого и доступного способа внесения стойких изменений в свой внешний образ, роли и значимости психологических факторов в его структуре. Данное исследование посвящено особенностям представлений о собственном теле у бодимодификаторов (на примере художественной татуировки).

Для корректного описания эмпирического исследования операционализируем основные понятия:

Образ физического «Я» (образ тела) -- единство восприятия, установок, оценок, представлений, связанных и с телесной внешностью и функциями тела. (Е.Т. Соколова) [ 2].

Модификация тела (бодимодификация) -- это биологическое и физическое изменение человеческого тела, нарушающее сложившуюся структуру тела, путём хирургической, генетической, пластической, биологической коррекции.

Татуировка -- процесс нанесения перманентного (стойкого) рисунка на тело, методом местного травмирования кожного покрова с внесением в подкожную клетчатку красящего пигмента.

В ходе исследования применялись следующие методы: анкетирование, психологическое тестирование (опросник «Оценочно-содержательная интерпретация компонентов внешнего облика» В.А. Лабунской, Е.В. Белугиной) и математико-статистической обработки данных (t-критерий Стьюдента, факторный анализ) с использованием программы компьютерной обработки статистических данных «SPSS 19.0».

В исследовании приняли участие 124 человека в возрасте от 21 до 33 лет. Из них: 62 респондента имеют бодимодификацию (художественная татуировка). Выборка включает 32 женщины и 30 мужчин. 62 респондента не имеют бодимодификаций. Выборка включает 33 женщины и 29 мужчин.

В своей работе мы опирались на возрастную периодизацию С.И. Слободчикова, который относит возраст 21 год -- 33 года к стадии «Индивидуализация». Присвоение и индивидуализация общественного набора ценностей в контексте личностной позиции человека составляют основу этой ступени развития личности как субъекта общественных отношений. Для этой возрастной стадии характерно обособление от оценок общества, преодоление ограничения собственных групповых принадлежностей, в результате чего человек становится ответственным за собственную индивидуальность, которая до этого зачастую складывалась не по его воле и без его ведома .

Исследование проводилось в несколько этапов:

Первый этап -- предварительный (октябрь 2015 -- май 2016): изучение и анализ источников отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования; определение объекта, предмета, формулирование цели и задач исследования, гипотез; разработка программы эмпирического исследования, определение и отбор методов исследования, формирование выборки.

Второй этап -- исследовательский (сентябрь -- декабрь 2016): апробация исследовательского инструментария; проведение исследования и компьютерно-статистическая обработка полученных результатов.

Третий этап -- обобщающий (январь -- май 2017): анализ, обобщение и систематизация полученных результатов; оформление исследования; написание статей, разработка психологических рекомендаций для практикующих психологов по теме исследования.

Процедура проведения исследования: исследуемым раздавались анкеты, которые заполнялись ими индивидуально, затем анкеты были собраны, данные посчитаны, а результаты проинтерпретированы и представлены в обобщенном виде.

Следующим этапом исследования стало обобщенное представление результатов по методике «Оценочно-содержательная интерпретация компонентов внешнего облика» В.А. Лабунской , полученным в двух группах исследования.

В связи с тем, что методика построена на основе психосемантического подхода и представляет собой совокупность биполярных конструктов, направленных на оценку различных параметров физического «Я», нами был проведен более дифференцированный и детальный анализ блока «Эстетическая оценка своего внешнего облика» данной методики, а именно параметров оценки «лица», «телосложения», «оформления внешнего облика». образ бодимодификатор поведение облик

Так по параметру «Оценка своего лица» нами были получены достоверные различия по шкалам: «неженственное/немужественное-женственное/мужественное» (р=0,221), «привлекательное-непривлекательное для противоположного пола» (p=0,084), «привлекательное-непривлекательное» (p=0,164), «выразительное-невыразительное» (p=0,187), «сексуальное-несексуальное» (p=0,071), из чего следует, что бодимодификаторы свое лицо воспринимают как более женственное (мужественное), привлекательное вообще и для противоположного пола в частности, выразительное и сексуальное (рис 1).

Рисунок 1. Оценка лица в двух группах исследуемых»

Получение качественной достоверной оценки различий в двух исследовательских группах при помощи t-критерия Стьюдента показало, что по параметру оценки своего телосложения нами были получены достоверные различия по шкалам: «неженственное/немужественное-женственное/мужественное» (р=0,062), «привлекательное-непривлекательное для противоположного пола» (p=0,071), «привлекательное-непривлекательное» (p=0,347), «некрасивое-красивое» (р=0,184), «нездоровое-здоровое» (р=0,074). Исходя из этих результатов, можно сделать вывод, что бодимодификаторы оценивают свое телосложение как более женственное/мужественное, привлекательное вообще и для противоположного пола, красивое и здоровое и имеют более высокие оценки по данным параметрам, чем люди, не имеющие бодимодификаций (рис 2).

Рисунок 2. Оценка телосложения в двух группах исследуемых»

В целом бодимодификаторы оценивают оформление своего внешнего облика как значительно более женственное/мужественное, привлекательное в общем и для противоположного пола, красивое и притягивающее, чем люди, не имеющие бодимодификаций.

По параметру оценки «Оформление внешнего облика» (прическа, украшения, одежда) нами были получены достоверные различия по шкалам: «неженственное/немужественное-женственное/мужественное» (р=0,299), «привлекательное-непривлекательное» (p=0,213),), «приятное-неприятное» (p=0,344),), «привлекательное-непривлекательное для противоположного пола» (p=0,264),), «красивое-некрасивое» (p=0,113),), «отталкивающее-притягивающее» (p=0,194) (рис 3).

Рисунок 3. Оценка оформления внешнего облика в двух группах испытуемых»

Достоверно выделились различия по параметру «Выразительность поведения»: «негармоничное-гармоничное» (р=0,119), «искусственное-естественное» (р=0,1), «неженственное/немужественное-женственное/мужественное» (р=0,071), «невыразительное-выразительное» (p=0,065). В целом можно сделать вывод, что бодимодификаторы оценивают выразительность своего поведения как более гармоничное, естественное, женственное/мужественное и выразительное (рис 4).

Рис.4 «Оценка выразительности поведения в двух группах испытуемых»

Анализ всех блоков методики в целом показал следующие результаты: по параметру «Эстетическая оценка своего внешнего облика» выявлены достоверные различия по параметрам: «Оценка лица» (p=0,146), «Оценка тела» (p=0,167), «Оценка внешнего облика» (p=0,282) и «Оценка поведения» (p=0,099) (рис 5).

Рисунок 5. Эстетическая оценка своего внешнего облика в двух группах испытуемых»

В результате проведенных исследований можно сделать следующий вывод: бодимодификаторы несомненно более высоко оценивают свою внешность по таким критериям, как «женственность/мужественность», «привлекательность для противоположного пола», считают оформление своего облика более красивым и притягательным, а выразительность поведения характеризуют как более гармоничное, женственное/мужественное и естественное.

Опираясь на экспериментальные данные, приведенные в работе В.А. Лабунской , можно объяснить такие различия тем, что бодимодификаторы имеют несколько завышенную самооценку внешнего облика. Таким образом, можно сделать вывод о том, что наличие бодимодификаций (художественных татуировок) в целом способствует высокой степени удовлетворенности внешним обликом, но при этом можно говорить о несколько завышенной самооценке испытуемых.

Список литературы

1. Бескова Д.А., Тхостов А.Ш. Телесность как пространственная структура // Междисциплинарные проблемы психологии телесности./ Ред.-сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. М. 2004. С. 133-148.

2. Дорожевец, А.Н., Соколова Е.Т. Исследование образа физического «Я»: некоторые результаты и размышления / А.Н. Дорожевец, Е.Т. Соколова //Телесность человека: междисциплинарные исследования. М.: Инфан, 1991. 105 с.

3. Лабунская В.А. Внешнее "Я" личности или о невербальном поведении как индивидно - личностном феномене / Индивидуальность в современном мире. Материалы международной конференции. Смоленск, 1995

4. Лаврова О.В. Концепция телесности в интегративной психотерапии / «Журнал практического психолога», 2006.

5. Лужбина Н.А., Шевелева И.В. Гендерные особенности образа физического Я женщин среднего возраста // Сборник научных статей международной конференции «Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования», Барнаул, 20-24 октября, 2015. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2015. С. 1948-1953.

6. Слободчиков В.И.: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие /В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев. М, Изд-во ПСТГУ, 2013 400с. (Серия «Основы психологической антропологии», кн.вторая).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Образ и сознание. Образы инвалида в сознании людей, особенности женского восприятия инвалидности. Структура и содержание образа инвалида. Методы изучения образа инвалида в сознании женщин. Проведение исследования образа инвалида по методике СОЧ(И).

    курсовая работа , добавлен 28.10.2008

    Место "образа–Я" в структуре личности и индивидуальности. Диалогичность отношений "образа–Я" и "образа мира". Сказка и сказочный герой и их место в детской субкультуре. Проведение анализа результатов исследования "образа-Я" на разных возрастных этапах.

    диссертация , добавлен 15.03.2015

    Реакция человека на получение физического увечья. Исследование Я-концепции в отечественной и зарубежной литературе. Результаты исследования и их обсуждение. Средние значения ситуативной и личностной тревожности у лиц, получивших тяжелые физические увечья.

    курсовая работа , добавлен 28.12.2011

    Влияние внешнего облика и речи специалиста сферы сервиса на потребление. Внешний вид работника сервиса как сигнал его компетентности. Информирование потребителя об услуге с помощью речевых сигналов. Соответствие внешнего вида и одежды роду деятельности.

    контрольная работа , добавлен 25.06.2010

    Изучение возрастных особенностей суицидального поведения. Типология и причины самоубийств в подростковом возрасте. Эмпирическое исследование социально-психологических особенностей самоубийства молодежи. Оценка эффективности коррекционной программы.

    дипломная работа , добавлен 10.06.2015

    Исследование и интерпретация понятия "образ мира" в психологии. Сравнительный анализ психологических особенностей образа мира у молодежи и людей пенсионного возраста по показателям жизнедеятельности, личностным характеристикам, функциональным механизмам.

    дипломная работа , добавлен 07.08.2010

    Исследования психологических особенностей больных с хроническими соматическими заболеваниями. Характеристика понятия и уровней адаптации личности к такого рода заболеваниям. Изучение мотивационно-потребностной и эмоциональной сферы личности испытуемых.

    дипломная работа , добавлен 14.10.2010

    Понятие образа в психологии. Осознание собственного тела и неврологические расстройства. Предварительные замечания о соотношении физического и психического, дифференциация тела и души. Соотношение собственного "я" и образа тела у белорусских женщин.

    курсовая работа , добавлен 07.06.2010

    Особенности Я-концепции на юношеском этапе развития. Психодиагностическое исследование социально-ролевых и индивидуальных качеств старшеклассников (юношей и девушек) СОШ №46. Сравнительный анализ Я-образа в группах с разной мотивацией достижения.

    курсовая работа , добавлен 28.04.2011

    Изучение характерных особенностей общения субъектов с феминной и андрогинной гендерной идентичностью. Исследование феномена межличностного общения. Проведение эмпирического исследования на группах студентов роли эмпатии во взаимопонимании людей.

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ОБРАЗА Я-ФИЗИЧЕСКОГО У ЗАНИМАЮЩИХСЯ ТАЭКВОНДО

Уляева Л.Г., кафедра психологии

Среди факторов, обуславливающих формирование механизмов саморегуляции, одно из центральных мест принадлежит физическому образу Я (3), детерминирующему направление и уровень активности субъекта, динамику его личностных качеств.

Анализ спортивной практики показывает, что вопросу сформированности образа Я-физического уделяется недостаточное внимание, недооценивается его роль как механизма произвольной саморегуляции деятельности спортсмена.

Можно предположить, что повышение эффективности спортивного совершенствования зависит и от сформированности образа физического Я.

В своей работе, исходя из структурно-функционального анализа, мы использовали модель образа Я-физического (см. рис. 1), состоящую из трех структурных единиц: когнитивно-оценочной; эмоционально-эстетической; операциональной (25).

Я-физическое - это реально существующий психический механизм развития человека, который на системном уровне осуществляет саморегуляцию, саморазвитие, самодвижение, самореализацию. Этот механизм имеет свою специфику по отношению к любому другому аспекту самосознания (Я-духовное, Я-социальное и т.д. Имеется отчетливо упрощенное отношение к Я-физическому, сводимое к формированию схемы тела. "В процессе жизнедеятельности у организма формируется некоторое стабильное психическое образование - образ самого себя (схема тела), позволяющий ему более адекватно и эффективно действовать" (17, с. 24).

На наш взгляд построение и динамика образа Я-физического теснейшим образом связана со спецификой конкретной деятельности (иерархии деятельностей (7) в которой участвует субъект. Спортивная деятельность вообще (и конкретный вид спорта в частности) служат источником формирования образа Я-физического в соответствии с канонами данного вида деятельности, в соответствии с его мотивами, целями и условиями. В данной работе мы использовали возможность изучения Я-физического в таэквон-до (ТКД).

К примеру, в ТКД 80% повседневных тренировок посвящены технике выполнения движений. Образ Я-физического, данный в представлениях и восприятии, отличается прежде всего отчетливостью и точностью психического отражения, степенью осознанности. Восприятие Я-физического, как любое восприятие более точно, конкретно, но и одновременно не отличается возможностью учета множества различных факторов, его составляющих. Представление шире и более емко, хотя и менее конкретно. В этом смысле Я физическое человека должно как ключ к замку подходить как к его двигательным способностям (физическим качествам), так и к его телесности (12)

Очевидно, что регулярные занятия ТКД будут накладывать отпечаток на представления о своих телесных особенностях (19) Положение в социальной группе и особенности межличностных взаимодействий очевидно также будут сказываться на таких структурных единицах как эмоциональная и операциональная. К субъективным причинам, от которых зависит формирование Я-физического, можно отнести прежде всего когнитивные и личностные особенности индивида.

При анализе группы методов, направленных на изучение уровня сформированности Я-физического, в соответствии с задачами исследования Я-физического в ТКД было установлено:

Существующие в зарубежной и отечественной психологии основные методы и технические приемы исследования образа тела и его отдельных аспектов можно классифицировать на основании методического принципа, который положен в основу того или иного приема. В соответствии с этим основанием различают: 1- объективные тесты, аппаратурные методики; 2- стандартизированные самоотчеты; 3 - проективные методы, 4 -диалогические (интерактивные) методы.

В первую группу входят методики, в котором возможен правильный тест или правильное выполнение задания. К ним следует отнести: методы изучение схемы тела и методы исследования точности самовосприятия. Особенность данных методов заключается в том, что представления о схеме и образе тела испытуемого создаются на основании его действий, прямых оценок и описаний определенных параметров своего тела.

При определении содержания понятия "схема тела" большинство отечественных и зарубежных авторов сводятся во мнении, что схема тела - это прижизненно формирующаяся структура, которая позволяет субъекту представить в любой момент и в любых условиях продолжение различных частей своего тела и ощутить их принадлежность к одному целому (4, 14, 16, 18, 20, 24 и др.)

Исследования, направленные на изучение точности восприятия своего тела, основаны на использовании различных аппаратурных методик - зеркал с меняющейся кривизной, подвижных рамок, искажений фотографии, телевидеотехники и т.п.

Для исследования представления о размерах собственного тела созданы ряд методик: "точечная", разработанная Ф. Аскевольдом (13), "специальная методика" разработанная А.Н. Дорожевцом (5), "функциональная оценка" (специальная экспериментальная процедура), разработанная М.О. Мдивани (8).

Для исследования образа Я-физического и самооценки в структуре аффективного компонента многими авторами использовалась методика Дембо-Рубинштейн (15),

Е. Т. Соколова дополнила эту методику проективными шкалами: "красивая - некрасивая внешность", "хорошая - плохая фигура", "общительность - замкнутость", "уважение к себе", "ценность в глазах других". Оценка по шкалам должна провидится с позиции Я- в настоящем, Я- в будущем, Я - глазами других.

Для анализа самооценки А.Н. Дорожевец (5) включил шкалы: "красивая фигура", "изящность" и др. Кроме самооценки исследовались различные "ожидаемые", "ретроспективные", "прогнозируемые" оценки. Сравнение результатов по выше названным шкалам позволили у испытуемого определить степень удовлетворенности своим физическим Я.

М.О. Мдивани, исследуя структуру образа физического Я, также использовала выше названную методику Дембо-Рубинштейн для измерения социального и идеального компонента о своих размерах. Для этого в бланк были добавлены еще две вертикальные линии, обозначенные как "высокий - низкий" и "толстый -худой", что соответствует вертикальным и горизонтальным размерам тела (8).

Методику исследования самоотношения (МИС) разработал С.Р. Пантелеев (11), которую охарактеризовал, как "компактную стандартизированную методику, которая позволяет сравнительно быстро, и в то же время достаточно полно и обоснованно выявлять специфику самоотношения испытуемых, и были бы пригодны для эффективного применения как в исследовательских, так и в практических целях.

В вторую группу методов входят: тесты-опросники, шкалевые техники, свободные самоописания с последующей контент-аналитической обработкой. Общим для данной группы методик исследования образа Я-физического является использование вербальных способностей испытуемого, а также обращение к его мышлению, воображению, памяти.

Одним из первых экспериментально исследовать образ Я-физического с помощью опросника попытался С. Холл (13). Он использовал простую анкету, которая включала несколько вопросов для выяснения частей тела, которые ребенок осознает в первую очередь. Далее исследования в данном направлении продолжил американский психолог С. Фишер (21) предложил "опросник телесного фокуса", состоящий из 108 пунктов, который позволил ему оценить индивидуальный способ распределения внимания на различных зонах тела.

Для определения связи между эмоционально-ценностным отношением внешности различными переменными Я-концепции используются чаще всего шкалевые техники, предложенные С. Журардом и Р. Секордом (23) ("шкала отношения к телу", "шкала самоотношения"). В первой испытуемые должны оценить по семибалльной шкале "нравится - не нравится" 46 частей и качеств собственного тела. Суммарный показатель удовлетворенности собой, полученный с помощью второй методики испытуемые оценивают такие понятия, как "нос", "ноги" или "цвет глаз" и т. д. , то во второй речь идет о силе "воли", уровне достижений", популярности" и т.п.

К методам свободного самоописания относится предложенная В.Н. Куницыной методика описания собственной внешности или "словесный автопортрет"(6).

Третью группу методов составили проективные методы. Традиционно для исследования образа Я-физического используются два известных проективных метода: метод рисования человека, для отражения определенных аспектов чувств, установок, представлений, и тест чернильных пятен Роршаха (например, оригинальный метод, предложенный С.Фишером и С. Кливлендом (22), который был направлен на установления степени четкости и определенности границ образа тела.) Кроме того, для исследования отдельных элементов образа Я- физического (голоса, внешности) используются рефрактивные техники, являющиеся одной из разновидностей проективных методов. Например, испытуемым предъявлялись тайком от них полученные фотографии их собственных рук, лиц в профиль, записей голоса или образцов почерка.

В четвертую группу методов входят беседа, интервью, диагностические игры, коррекционные телесно-ориентированные техники, включающие в себя диагностические приемы.

К телесно-ориетированным техникам, акцентирующим внимание исключительно на строение и особенностях функционирования тела относятся метод Ф.М. Александера, метод структурной интеграции и метод М. Фельденкрайса (18). Все перечисленные методы "учат тело действовать легко, естественно, предпочитают расслабление, стараются научить человека уменьшить привычные напряжения в теле, рассматривая тело и ум как одно целое, в котором изменения на любом уровне воздействуют на остальные части.

В отечественной психологии телесно-ориентированный метод психологической кооррекции (психомассаж) разработала В.С. Мухина (10). Важным достоинством, по мнению автора является возможность в процессе коррекционной работы осуществлять диагностику сформированности образа тела и других структурных звеньев.

Предварительные результаты сопоставления и отбора методик заключаются в следующем:

Выбранные методы должны быть адекватны предмету исследования и рабочей модели образа физического Я (трехкомпонентная модель).

Структурно-функциональные особенности образа Я-физического должны быть определены по отношению к конкретному виду деятельности (ТКД).

Необходимо предусмотреть возможность оценки динамики образа Я физического (Я-реальное, Я-фантастическое, Я идеальное, Я-перспективное) (9).

Для проведения исследования по формированию Я-физического у занимающихся ТКД в качестве наиболее приемлемых методик нами были выбраны:

познавательно-оценочные - методика Куницыной по описанию собственной внешности;

эмоционально-эстетические - МИС (С.Р. Пантелеев);

операциональные - для оценки сформированности операциональной компоненты Я-физического у занимающихся можно использовать результаты выполнения тылей (заданий на технику исполнения приемов ТКД), т.е. применить метод экспертных оценок.

Рис. 1 Структура образа Я-физического

Литература:

1. . - М.: МГУ, 1984. - 105с.

2. . - М.: МГУ, 1982. - 200с.

3. . - М.,1997. - 212с.

4. . // Вопросы психологии, 1972. - №1.

6. //Вопросы психологии, 1968. -№1, - С. 90-99.

7. - М.: Политиздат, 1975. - 304с.

8. : Дисс. ... канд. психол. наук. -М.,1991. -106с.

9. : Учебное пособие к спецкурсу. - Пермь, 1988. - 79с.

10. . - М., 1981. - 240 с.

Особенности образа физического «я» в сознании девушек - подростков, имеющих пирсинг и татуировки

Крикунова Мария Юрьевна

студентка 4 курса

Крымский Федеральный Университет имени Вернадского, Гуманитарно-Педагогическая Академия (филиал г. Ялта)

Факультет Психологии

Велешко Елена Николаевна, кандидат политических наук, доцент,Крымский Федеральный Университет имени Вернадского, Гуманитарно-Педагогическая Академия (филиал г. Ялта)

Аннотация:

В статье обсуждаются особенности образа физического «я» в сознании девушек - подростков, имеющих пирсинг и татуировки. Выявлено, что у девушек с соматическими модификациями кожных покровов уровень субъективной значимости анатомических характеристик образа физического Я очень высокий, но для коррекции своего образа тела они выбирают не социально приемлемые, а самоповреждающие способы.

The article is discussed the features of the corporal image of the "I" in the consciousness of the girls - teenagers having piercings and tattoo. Revealed that girls with corporal modifications of the skin level of subjective importance of anatomical characteristics of the corporal image of the "I" very tall, but corrected their corporal image they choose self-injurious means, but not socially acceptable.

Ключевые слова:

подростковый возраст; структура самосознания подростков; образ физического «я» девушек – подростков; соматические модификации; эмоциональные переживания.

adolescence; adolescent self-consciousness structure; the the corporal image of the

УДК:159.923.2-055.25-053.6:391.91

Введение. Важной подструктурой самосознания подростка является образ его физического «Я» - представление о своём телесном облике, который во многом отражает особенности личности в целом. Параметры образа физического «Я» отражают особенности характера, актуальную проблематику человека, степень напряжения, тревожности, травмы развития и т.п.

Как известно, образ физического Я, отношение к нему формируется в онтогенезе в процессе социализации посредством различных социальных институтов, под влиянием искусства, науки, приобретения личного опыта. При этом, как правило, требования общества, культурные стереотипы относительно телесных проявлений взрослеющего человека и субъективная значимость телесного Я подростка вступают в противоречие, активируя различные варианты экспериментов с собственным телом - социальные (одежда, прическа, макияж), физиологические и анатомические (занятия спортом, диета, соматические модификации и т.п.).

Психологический анализ современных стилей подростковой одежды, например, стиль унисекс, нестандартные проявления во внешнем облике позволяет говорить о наиболее доступном для подростков способе самовыражения своего «Я», что, чаще всего, вызывает непонимание и возражения со стороны родителей и других взрослых. При этом взрослые мало ориентированы на понимание проблем подростков связанных с восприятием своего тела, осознанием собственного физического облика, развитием половой идентичности, соответствием физического облика и психологического состояния. Как психический феномен образ физического «Я» представлен во внешнем и внутреннем планах и отражает осознанные характеристики внешнего физического облика с их оценочным смыслом. Внешнюю привлекательность Я составляют анатомические, функциональные и социальные характеристики. Внутренним аспектом образа физического Я является здоровье, которое рассматривается как важный фактор регуляции поведения и изменения своего физического Я.

Увеличение количества подростков с различными крайними формами самовыражения физического «Я» и немногочисленность психологических исследований в этой области определяет актуальность нашей работы.

Формулировка цели статьи и задач. Адекватность развития и осознания образа физического Я, соматической конституции на этапе подросткового возраста является одним из важных внутренних условий, которое опосредованно, но активно участвует в формировании личности человека. В этой связи выявление и описание особенностей образа физического «Я» девушек - подростков, имеющих соматические модификации в виде пирсинга и татуажа, обеспечивают возможность своевременной психокоррекции отношения к собственному телу у девушек-подростков

Теоретический анализ научной литературы, посвящённой изучению формирования образа «физического «Я» девушек в подростковом возрасте, психологических причин и механизмов соматических модификаций дает основания для проведения эмпирического исследования особенностей физического «Я» девушек - подростков, имеющих пирсинг и татуировки, последующих анализа и психологической интерпретации.

Изложение основного материала статьи.

В психологической науке изучение проблемы самосознания продолжает оставаться актуальным, что обусловлено потребностью современного человека в самоопределении и самотождественности в быстро меняющихся условиях, его возможностями преобразовывать себя и окружающий мир. Самосознание как многокомпонентное образование обеспечивает процесс восприятия и оценки себя в различных ситуациях деятельности, общения .

В психологической науке с изучением проблемы самосознания тесно связано изучение физического Я-образа человека, который является одной из его подтруктур. Непосредственным выражением физического Я-образа личности как психологического образования приятно считать ее внешность. При этом большинство ученых сходятся во мнении, что физический Я-образ человека является базовой подструктурой самосознания личности, а его развитие осуществляется на основе взаимодействия с социокультурной средой . На протяжении всей жизни физический Я-образ личности изменяется и оказывает влияние на особенности ее деятельности и поведения.

На ранних этапах онтогенеза у человека формируется стабильное психическое образование - образ самого себя (схема тела), который позволяет ему более адекватно и эффективно действовать. Особый интерес к собственному телесному Я наблюдается на этапе подростничества. При этом интерес к себе в подростковом возрасте в одних случаях связан с чувством аутосимпатии, а в других с наличием внутренней конфликтности и общего негативного фона по отношению к себе .

Как известно, развитие самосознания в подростковом возрасте решает три основные задачи:

Осознание временной протяженности собственного «Я», включающая детское прошлое и определяющая для себя проекцию в будущее;

Осознание себя как отличного от постороннего и родительского мнения о себе;

Обеспечение системы выборов, которая обеспечивает целостность личности (половой идентификации, профессионального самоопределения, мировоззрения) .

Одна из основных проблем, волнующих подростков обоего пола, - это оценка своего внешнего вида: лица, фигуры, физических данных. От степени удовлетворённости подростков, особенно девушек, своей внешностью зависят и такие качества личности как жизнерадостность, открытость, общительность .

По мнению А.Г. Гусевой образ физического Я представляет собой социальный феномен, который содержит критерии внешней привлекательности, а именно - физический облик человека в совокупности анатомических, социальных и функциональных признаков (характеристик) .

Б.В. Ничипоровым показано, что в подростковом возрасте повышается значимость внешнего облика в структуре ценностей, структурируется представление о собственной внешности и ее элементах. В этот период складывается самооценка внешности, приобретая в дальнейшем достаточно устойчивый характер. Образуется и актуализируется в сознании связь между идеалом внешней привлекательности личности и самооценкой внешности. Для здоровых подростков характерно наличие достаточно структурированного идеала внешней привлекательности, но с отсутствием прямой связи между самооценкой внешнего облика, эмоциональным фоном настроения и установкой личности на приятие (неприятие) себя. Опосредованность этой связи задается общением .

При этом представление подростка о себе всегда соотносится с групповым образом «мы» - образом типичного сверстника своего пола. Так И.С. Кон отмечает, что подростки и юноши особенно чувствительны к особенностям своего тела и внешности, сопоставляя свое развитие с развитием сверстников и очень важно, насколько их тело и внешность соответствуют стереотипному образу . Однако этот образ никогда не совпадает с «мы» полностью и обязательно включает индивидуальные особенности. Преувеличение собственной уникальности с возрастом обычно проходит, но отражение индивидуальности усиливается.

Отметим, что в становлении и развитии образа «Я» в подростковом возрасте весомая роль принадлежит процессу выделения своего «Я» из окружения, сравнения себя с ним, наличия эталона как ориентира для самодетерминации. При этом эталоны, задаваемые социо-культурным окружением, обуславливают форму и содержание самосознания личности подростка, особенности его физического Я-образа.

Приходится констатировать, что в последние годы эталоны физической привлекательности претерпели существенное изменение. А одним из распространенных явлений стали соматические модификации кожных покровов - пирсинг и татуаж, которые выйдя из маргинальных слоев общества превратись в сложное многогранное явление. В рамках современной индустрии моды практика самоизменений приобретает все большую актуальность и новые окультуренные дефиниции - «модификации тела», «декорирование тела», «боди-арт». По мнению И.А. Гринько соматические модификации представляют собой этнографический факт, универсальное явление, которое встречается в той или иной форме почти во всех культурах, выполняя следующие функции:

  • маркирующая (обозначает возраст, гендер, социальную или этническую принадлежность)
  • ритуально-социализирующая
  • эстетическая
  • апотрическая (функция оберега) .

Другими словами соматические модификации в современной культуре уже превратились в язык, понимание которого доступно посвященным.

Однако как психологический феномен модификации тела - несуицидальное повреждение или изменение тканей тела - представляет собой сложное явление, которое имеет широкий диапазон реализации. От поиска себя, своей идентичности и референтного социального окружения - своеобразной «культурной адаптации» до экстремального девиантного поведения в ситуации вхождения в специфические культурно и идеологически обособленные группы (например, BDSM-субкультура, подростковые субкультуры, сообщества сексуальных меньшинств, взрослых, пострадавших от сексуального насилия и др.).

Особое внимание в этой связи должно быть уделено подросткам. Именно в этом возрасте модификации тела могут быть мотивированы как потребностью привлечь к себе внимание, получением опыта новых ощущений, способом стратификации, так и симптомом искажения в развитии идентичности, дебютом психического расстройства. При этом подростки с негативным телесным образом больше склонны к депрессиям, тревоге, социальной замкнутости и даже суицидальному поведению, чем их сверстники, имеющие адекватную оценку собственного внешнего вида.

Отметим, что в группе подростков, юношей, имеющих модификации тела, наиболее уязвимым оказывается эмоциональный уровень адаптации в сообществе сверстников. В этой связи решение подростком проблем самоуважения и самопринятия, сформированности представлений о собственном теле, принятия культурных эталонов, влияния моды, СМИ, религиозных сект относительно тела и т.д. могут «запустить» психологические механизмы соматических модификаций

Очевидно, что внешний вид подростка - это своеобразное послание миру о том, каким он хочет казаться или стать, и психологический смысл таких экспериментов с собственной внешностью заключается именно в поиске собственного образа Я, так как он активно формируется.

В соответствии с целью и задачами, а также особенностями индивидуально-психологических свойств личности подростков мы нами использовалась «Методика исследования самоотношения к образу физического Я» (МИСОФ) и методика «Рисунок человека» (К. Маховер) (модификация: 5-ти балльная шкала «дифференцированности представления о теле», шкала «артикулированности представления о теле») . В исследовании приняли участие 40 девушек - подростков, 14 - 15 лет, которые были нами разделены на две равные группы - группа девушек с пирсингом и татуажем, группа девушек без пирсинга и татуажа. Результаты эмпирического исследования были подвержены количественной и качественной обработке, применен метод математической статистики (φ-критерий угловое преобразование Фишера).

Нами было выявлено, что при сравнении себя с другими свои анатомические характеристики девушки с телесными модификациями оценивают либо низко (50%), либо высоко (40%); функциональные и социальные характеристики оцениваются чаще на среднем (30%) и высоком (60%) уровне. Личная субъективная значимость вышеперечисленных показателей у девушек с низким и средним уровнем самооценки снижается и имеет тенденцию к компенсации за счет функциональных и социальных характеристик; а у девушек с высоким уровнем самооценки субъективная значимость анатомических характеристик образа физического Я повышается (на 20%), но стремление к компенсации за счет функциональных и социальных характеристик у них невыражено.

В группе девушек без телесных модификаций представление о своем образе физического Я значимо отличается. Так, при сравнении себя с другими свои анатомические характеристики они оценивают низко (40%) или средне (40%); чаще высоко по функциональным (50%) и по социальным характеристикам (40%). Личная субъективная значимость анатомических показателей у девушек с низким уровнем самооценки повышается и компенсируется за счет функциональных и социальных характеристик; а у девушек со средним уровнем самооценки физического Я значимость анатомических и социальных характеристик Образа Физического Я сохраняется на прежнем уровне; у девушек с высоким уровнем самооценки по анатомическим характеристикам увеличивается (на 10%) и является более значимой, чем функциональные и социальные характеристики. Различия между группами достоверны по анатомическим и функциональным показателям (при р ≤0,05).

По шкалам «дифференцированность представления о теле», «артикулированность представления о теле» среди группы девушек с телесными модификациями выявлено, что эти девушки чаще рисуют человекоподобную форму, соблюдают пропорции; оформляют линии тела, головы, шеи, проявляют в рисунке хорошую интеграцию плеч с линией тела, содержательные, обозначенные детали, одежду, ботинки, лицевую экспрессию, детально прорисовывают лицо, волосы, глаза, рот, адекватно открытую шея, фигуру с определенной ролью и с попыткой изображения действия. При этом руки, чаще всего, спрятаны за спиной или в карманы. Эти признаки свидетельствуют о внимании к себе, любознательности, нарциссизме, стремление к превосходству и обретению значимости в глазах окружающих, уходе в себя, самовлюбленности, тщеславии и попытке создать образ социально адаптированной, успешной, обладающей личной энергетикой девушки, чтобы компенсировать свою неадекватность и слабость самоутверждения, тревожность и сильное внутреннее напряжение, эмоциональную незрелость, что согласуется с результатами полученными по МИСОФ.

По шкалам «дифференцированность представления о теле», «артикулированность представления о теле» среди группы девушек без телесных модификаций выявлено, что они также часто рисуют человекоподобную форму, соблюдают пропорции, но в меньшей процентной доле прослеживаются оформленная линия тела, головы, шеи, хорошая интеграция плеч с линией тела, содержательные, хорошо обозначенные детали, одежда, лицевая экспрессия, в сравнении с рисунками девушек из экспериментальной группы. Различия между группами достоверны (при р ≤0,05). Ноги персонажей нарисованы чаще на носочках или срезаны нижним краем листа, короткие или вяло висящие вдоль тела руки, с острыми пальцами, растущими сразу из руки, глаза-точки, густые волосы, рот изображен одной линией, шея высоко подчеркнута пуловером или другой одеждой. Эти признаки говорят о сдержанности, заботе о собственной внешности, умеренности, тревожности, сексуальном созревании, внутреннем напряжении, обращенности на себя и стремлении держать себя в определенных рамках, т.е. отражают часто наблюдаемые особенности девушек подросткового возраста. Различия между группами достоверны (при р ≤ 0,05). Полученные показатели также согласуются с результатами по МИСОФ.

Отметим, что в старших классах общеобразовательных школ необходимо уделять пристальное внимание развитию образа физического Я молодежи, прежде всего девушек по нашему мнению это будет способствовать формированию гармоничного образа тела будущей женщины, ее Я-концепции, профилактике нежелательных беременностей среди несовершеннолетних, нервной анорексии и ожирения, стабильного психоэмоционального состояния женщины и гармонизации семейных отношений в будущем.

Выводы.

В возрасте 14-15 лет девушки - подростки переживают неуверенность в себе, тревожность из-за выраженной субъективной значимости анатомических характеристик тела, неудовлетворенность их элементами и находятся в активной фазе формирования образа телесного Я. Однако способы гармонизации негативных переживаний относительно собственного физического образа Я значимо различаются. Часть девушек, как правило, начинает использовать для компенсации собственной неудовлетворенности анатомическими характеристиками наиболее достижимые способы с помощью внешнего облика (одежда, аксессуары, косметика, спорт). Другие девушки используют пирсинг и татуаж как неотъемлемый элемент своего имиджа, который приближает их к идеалу, дает уверенность среди сверстников, создавая образ социально адаптированной, успешной, обладающей личной энергетикой девушки.

Библиографический список:


1. Гавриленко, А.А. «Преобразование внешности как адаптационно компенсаторная стратегия гармонизации Я-концепции» / А.А. Гавриленко // Проблемы управления-2008: Материалы 16-ого Всероссийского студенческого семинара. Вып. 2. – М.: ГУУ, 2008
2. Гринько, И.А. Соматические модификации: проблемы типологии / И.А. Гринько // Гуманитарная культура и этноидентификация. Вып.2. – М., 2005. – C.209-215
3. Гусева, А.Г. Особенности восприятия своей внешности студентами / А.Г. Гусева // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самосознание. – Краснодар: КГУ, 1977. – С. 52–56
4. Кон, И.С. Психология ранней юности / И. С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 256 с.
5. Куницына, В.Н. К вопросу о формировании образа тела у подростка / В.Н.Куницына //Вопросы психологии. – 1968. – №1. – С. 90-99
6. Началджян, А.А. Социально-психическая адаптация/ А. А. Началджян. – Ереван, 1988. – 281 с.
7. Ничипоров, Б.В. Патопсихологический анализ дисморфофобических расстройств у больных шизофренией / Б.В. Ничипоров. Дисс. канд. психол. наук. – М., 1982. Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-10, свободный. (Дата обращения: 02.02.2015 г.)
8. Соколова, Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности / Е. Т. Соколова. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 215 с.
9. Столин, В.В. Самосознание личности / В. В. Столин. – М., 1983. – 284 с.
10. Шельштейн Е.С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте / Е.С. Шельштейн // Вопросы психологии. – №2., 2000. – С. 76-82.
11. Черкашина, А.Г. Стандартизация методики исследования самоотношения к Образу Физического Я (МИСОФ) / А. Г. Черкашина // Весник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». – 2013. – 1 (13). – С.94-102.

Рецензии:

29.03.2016, 11:31 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия : Статья на очень актуальную тему,представлена качественно и доказательно.Полученные результаты достоверны и не вызывают сомнения.Теоретические выкладки подтверждены.Рекомендуется к публикации.

Читать

Автореферат диссертации по теме "Исследование структуры образа физического "Я" школьников"

АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК СССР РДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

На правах рукописи УДК 159.9

МДИВАНИ Марина Огаровиа

15ССЛЕДОЗАНИЕ СТРУКТУРЫ ОБРАЗА ФИЗИЧЕСКОГО "Я" ШКОЛЬНИКОВ

..". СО. ОТ - общэя психология, история психологии

Москва - 1991

РАБОТА ВЫПОЛНЕНА в Ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательском институте общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР

Научный руководитель: кандидат психологических наук НА. ВОРОВ

Официальные оппоненты: доктор психологических наук О. В. ДАШКЕВИЧ

кандидат психологических наук Т. а СНЕГИРЕВА Ведущее учреждение; Центральный Научно-исследовательский Институт Спорта

Защита состоится ">£С" 1991 г.

в/У часов на заседании специализированного Ученого совета К018.03.01 Ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательского института обшей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР по адресу: 103009 Москва,

проспект Маркса, дом 20, корпус "В".

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке институте Автореферат разослан "ДЗ" с^^и^ 1991 г.

Ученый секретарь

специализированного Ученого совета

кандидат психологических наук [ц И. БОРКОЬ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

АКТУАЛЬНОСТЬ. ПКольная физическая культура, являясь по сути начальным этапом спортивной подготовки, заимствует у спорта методы и систему показателей ее эффективности. Такими показателями являются внешние.по отношению к субъекту критерии: очки, секунды, голы и т. д., а сам субъект, его тело не становятся предметом физического воспитания в школе. Современная гуманизация образования, концентрируюизя внимание исследователей и педагогов-практиков на личности ребенка, стала побудительным мотивом интереса психологов к процессу физического воспитания детей и потребовала новой идеологии школьной физической культуры. В основу такой идеологии кладется здоровье и здоровый образ хигна. Поскольку здоровый образ жизни не дается городским детям изначально, а связан с персональным выбором, то основным психологическим механизмом, адекватным этому уровню жизнедеятельности является самосознание, и становится необходимым построение новой теории и методологии исследований в области психологии физического воспитания, в частности, рассмотрения такого образования самосознания, как физическое"Я.4

ГИПОТЕЗА. Физическое "Я" субъекта - это сложный биосоциальный комплекс, который складывается на основе различных источников. Во-первых, это индивидуальный опыт, который приобрел субъект в результате телесного функционирования в качестве физического объекта, во-вторых, это оценки социального окружения, воспринимаемые им в процессе общения, и, в-третшч, :>то культурные нормы, стереотипы и эталоны физического развития,

усваиваемые в системе отношений субъекта и социума. Согласно этим принципиальный источникам мы выделяем в представлении о физическом"Я" три структурные компонента:

Я-физическое функциональное (это тот образ, который складывается в контексте функционирования тела как физического объекта и основывается, как правило, на биологических обратных связях);

Я-фнаическое социальное (это тот образ, который складывается в контексте оценок социального окружения и является представлением: о том, каким субъект выглядит в главах других лвдеЛ);

Я-фиаическое идеальное (ато тот образ, который складывается в контексте усвоения культурных стереотипов и групповых норм и является представлением субъекта о том, каким нужно быть).

Необходимо отметить, что такое разбиение условно в том смысле, что реальное физическое"я"представляет собой синкретичный образ, где присуствуш все указанные структурные компоненты. однако можно предположить, что каждый структурный компонент имеет все же некоторую самостоятельную жизнь. Во-первых,сами компоненты могут по разному меняться с возрастом. Во-вторых,их соотношение может быть различно в зависимости от возраста и от пола. В-третьих, они могут быть".Ъо разном] связаны с особенностями личности и общения, которые игран значимую роль в формировании образа "я."

ЦЕЛЬЮ РАБОТЫ было исследование возрастной динамики стру] туры образа физического"я"и зависимости компонентов этой стру| туры от индивидуально-психологических и коммуникативных особе:

ностей личности.

В соотвествии с поставленной целью и для подтверждения высказанной гипотезы в работе решались следующие ЗАДАЧИ:

1. Разработать методы диагностики компонентов структуры образа физического Я.

2. Исследовать изменение компонентов структуры образа » ,

физического Я с возрастом.

3. Исследовать взаимосвязь компонентов структуры образа 1"изического Я с ¡¡н дис иду алыю - лс ихо-.сг и че с кики особенностям1 личности и ее местом в коммуникативной структуре группы.

В качестве ОБЪЕКТА исследования выступили следующие рефлексивные аспекты физического Я: представление о своей коорди-

нированности (ловкости) и представление о своих размерах (рост и толщина) - у школьников 1-х и 6-х классов общеобразовательных московских школ.

ОСНОВНЫЕ ГШСШЗЯ, ШНОСИШЕ КА ЗА1ДИТУ:

1.Теоретически обосновано выделение в образе физического Я трех структурных компонентов.

2. Компоненты структур« образа физического Я имеет ра?личную динамику в онтогенезе.

3. Компоненты структуры образа Физического Я подростков по разному связаны с их коммуникативными и индивидуально-психологическими особенностями.

4. Представления о координировашюсти и размерах имеют разну*. структуру в зависимости от пола.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА определяется отсутствием в современной педагогике и психологии физвоспитания подходовориентированных на субъекта деятельности. В работе предлоге^ г^гиг-нт такого

подхода, в котором предметом физвослитания становится один из аспектов самосознания - образ физического"Я." Предложенная в работе трехкомпонентная модель структуры физического Я вносит определенный владв теорию самосознания. Специально созданные методики для диагностики компонентов структуры являются оригинальными разработками, т. к. в данной работе впервые была поставлена задача оценки каадого компонента в отдельности. Полученные новые данные о динамике структуры образа физического" Я" в онтогенезе и ее зависимости от индивидуально-психологических и коммуникативных особенностей вносят свой вклад в совокупность знаний о самосознании человека:

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ. Результаты, полученные в процессе исследования, позволяет во-первых:

Сформулировать принципиальные положения для построения программ по физическому воспитанию в скале, психологически ориентированных на возрастные особенности формирования образа физического *Я;

и во-вторых:

Ния с учетом половозрастных особенностей образа физического Я.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ: Основные теоретические и практические ре-

вультаты исследования обсуждались на итоговой науфюй сессии НИИ обирй и педагогической психологии АПН СССР (1990г.), в лаборатории психологии физического воспитания школьников (1988,1989,1990гг.), на советско-американском семинаре психологов спорта, организованном московским отделением общества психологов спорта (1990г.) и докладывались на конференции по прик-

ладной психологии в Казани С1990 г.).

СТРУКТУРА И ОБЪЕЫ ДИССЕРТАЦИИ. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и 2-х приложений. Работа излодена на 98 страницах, содержит 6 рисунков и 12 таблиц. Список литературы включает 106 источников, из них 44 на иностранных языках.

D0 ВВЕДЕНИИ показала актуальность темы исследования, обосновывается новый подход к гадальной физической ¡культуре, ставя-лий целью формирование здорового образа хизни и базирующийся на развитии самосознания. Во введении сформулированы необходимость построения новой теории и методологии исследований в сб"лзти психологии физического воспитания, в той числе рассмотрения образа физического Я.

ПЕРВАЯ ГЛАВА -"Образ физического Я как продукт самосознания" представляет собой теоретическую часть работы. В исследованиях самосознания, включающих физическое Я в тооретическуг зхему, существуют два типа отношений медду физическим Я и общей 3-концепцией. Первый тип отношений, выделяемый в так называемых "функциональных" схемах, предполагает существование многих частных аспектов самосознания, в ряду которых находится и физичес- " roe Я (Я-духовное, Я-социальное,Я-физическое и д. т.)(Бернс Р. ,1986) Второй тип отношений, существующий в так называемых "генетических" схемах, предполагает существование физического Я на ранних этапах онтогенеза, как предпосылки и Оазиса формиро-

вания самосознания (Dickstöin Е. ,1977; Ericson Е. ,1967; Столиц Е Е,1983) По мере взросления и социализации физическое Я теряет свое значение и отходит на второй план. Однако физическое Я такое же личностное образование, как духовное Я, социальное Я и любое другое. Представление, что существующее на ранних этапах онтогенеза физическое Я перерастает по мере социализации во что-то другое, а вместо него остаются органические ощудения и самочувствие, очевидно, неверно. Нельзя представить себе некоторый континуум, где на одной конце физическое Я. а на другом -духовное. Физическое Я находится и на том, и на другом конце континуума, то есть оно имеет самостоятельный путь развития в онтогенезе.

Исследователи физического Я пытались систематизировать широкий класс явлений, попадающих под определение телесного опыта, двумя способами. Одни строили "вертикальные" схемы, выражающиеся в уровневых или генетических моделях (Fisher S. .Cleveland S. ,1958; Shontz F. С., 1959) Другие работали в "горизонтальной" плоскости, пытаясь разбить многочисленные аспекты проявления телесного Я на различные группа

В явной форме можно выделить две оппозиции, которые руководили теоретической мыслью исследователей образа физического Я: "внутреннее - внешнее" и "целое - часть". В рамки оппозиции "внутреннее - внешнее" попадают две большие группы исследований: исследования внешности и исследования границ тела Как советские. так и зарубежные исследователи рассматривает тело как носитель определенных социальных значений, ценностей и т. д. (Бо-далев А. А., 1965)

Многие исследователи делают акцент на эмоциональном отно-

шении к своей внешности, причем ценность различных частей и органов тела оказалась различной для здоровых и больных, мужчин и ганпзга, детей и взрослых.

Другие исследователи внешности расматриваюг тело как объект, обладающий определенной формой, размерами и т. д., и отвечает на вопрос о точности восприятия своей внешности. Как правило эти исследования основаны на использовании различных аппаратурных методик - подвижных рамок, зеркал с меяяютйся кривизной, искаженных изображений, телевидеотехники и т. д. Показано, что точность восприятия зависит от многих факторов: от состояния сознания (Savage С. ,1955; Gill It IL ,Broman IL .1959), от возраста (Katchor A.,Levin it, 1955; Nash H. ,1P51). от культурных стереотипов (Arcoff N. Л. , Weaver H.B. ,1966), от коэффициента умеренного развития (Shonz F. С. ,1969; Shaffer J.R., 1964). йгогиэ исследователе выявили значительные искажения в оценке размеров своего тела у Сольных нервной анорексией и ожирением (Garner D. ML, 1976,1981; Дорояввец А. Н. ,1986; Соколова Е. Т. , 1989)

Вторая большая группа работ» попадающая в рамки оппозиции "внутреннее - внеитсе" касается исследований границ тела. Тело как "вместилище" Я было предметом исследования представителей экзистенциализма (Shonz F. С. . 1960). Не имея протяженности, Я имеет свое местонахождение. Здесь очень важно различение на "мое" и "не мое", на "внутреннее" и " внешнее". Новым напрзвле-" нием в исследованиях телесного опыта стало исследование границ образа тела

В рамках оппозиции "целое-часть" находится большая группа исследований, объединенная едины:/, взглядон на тело и его части.

как на носители определенного символического значения (Геп1с1те1 0. ,1945; Згая. Т. Б. ,1975).

В результате проведенных исследований получены данные, на основании которых можно предложить новую модель строения физического Я Представление о своем теле и телесных проявлениях складывается у субъекта на основе различных источников. Нескольку тело является материальным объектом в отличие от духовного мира или социального статуса субъекта, то на первый взгляд кажется, что существование адекватного объективной реальности образа фиаического Я более возможно, чем образа духовного или социального Я " Действительно мощным источником представлений о своем физическом Я служит система биологических обратных связей, необходимая для жизнедеятельности каждого организма. Однако, тот образ, который сложился на основе объективной информации, всегда имеет некоторые "социальные" поправки, поскольку мы имеем дело с представлениями, принадлежащими человеку как социальному индивиду. На биологическую картину мира накладывается тог образ, который субъект имеет в глазах социального окружения. То есть оценки других аккумулируется в образе физического Я Социальное окружение вносит еде одну поправку в физическое Я, но уже в виде социальных эталонов и культурных стереотипов. Понятно, что эталоны физического развития, сложившиеся в об пастве и усвоенные субъектом, будут влиять на его представления о своем теле.

Физическое Я складывается как любой другой образ Я в процессе взаимодействия субъекта с внешним миром. Первый уровень » взаимодействия - взаимодействие субъекта с объектным миром. Поскольку, как было сказано выше, 1 тело является материальным

объектом, то некоторое представление о своей телесности, а вернее один из источников построения комплексного образа своего тела, формируется на этом уровне. И, следовательно, в представлении о себе можно выделить соответствующий структурный компонент: Я-физическое функциональное (это тот образ, ко-то;рый складывается на основе функционирования тела глк физического объекта и основывается гак правило на биологических обратных связях).

Второй уровень взаимодействия субъекта с внешним миром: субъект-субъектный. Здесь субъект сталкивается с оценкой себя глазами окружаотлх. Естественно, такая оценка является мощным источником построения образа Я, в том числе и физического Я Соответственно этому уровню взаимодействия можно выделить э представлении о своем физическом Я другой структурный компонент: Я-физическое социальное (это тот оРраэ, юзторый складывается на основе оценок социального окружения и является представлением субъекта о том, каким он выглядит в глазах других людей).

Третий уровень взаимодействия - взаимодействие субъекта с социумом. Как уже было указано выше, к а этом уровне субъект сталкивается с институциаяизированннми оценками и культурными ценностями. На этом уровне находится еиэ один источник построения образа тела, состпетственно которому южно выделить структурный компонент в физическом Я: Я-физическое идеальное (это тот образ, который складывается на основе усвоения культурных стереотипов и групповых норм и является представлением субъекта о том, каким нужно быть). " . "

Таким образом, физическое Я субъекта складывается на ос- .

юве различных источников. Во-первых, это индивидуальный опыт, который приобрел субъект в результате функционирования своего тела как физического объекта, во-вторых, это оценки социадьно-

го окружения, воспринимаемые им в процессе общения, и, в-третьих, это культурные нормы, стереотипы и эталоны физического развития, усваиваемые в системе отношений субъекта и социума. Согласно этим принципиальным источникам мы выделяем в представлении о своем физическом Я три структурные компонента- Я-физическое функциональное;

Я-физическое социальное;

Я-физическое идеальное-.

Необходимо отметить, что эти три компонента присутствуют как на каждом из уровней иерархических моделей (вертикальные схемы), так и в любом аспекте широкого феноменологического поля телесных проявлений (горизонтальные схемы). Таким образом предложенная модель иолет служить третьей координатой (объемной) для рассмотрения одной реальности - телесного опыта. В таком случае, все рассмотренные в главе способы концептуализации телесного, включая последний, не противоречат друг другу,

а скорее дополняют один другой. Вопрос возникает лишь при сов*

мещании данной модели с генетическими схемах«, т.е. что происходит со структурными компонентам физического Я с возрастом? Казалось бы проще всего считать три компонента - функциональный, социальный и идеальный - тремя этапами развития физического Я, но порождающие эти структурные компоненты уровни взаимодействия с внешним миром субъект-объектный, субъект-субъектный и субъект-социумный невозможно распределить во времени. То есть образ физического Я синкретичен в процессе онтогенеза.

Однако можно предположить, что каждый структурный компонент имеет некоторую самостоятельность: во-первых, компоненты могут по разному меняться с возрастом» во-вторых их соотношение может быть различно в зависимости от возраста и от пола, и, в-третьих, они могут бьггь по разному связаны с особенностями личности и общения, которые играют значимую роль в формировании образа Я.

В работе была предпринята попытка экспериментально проверить высказанные предположения. Для исследования было выбрано два рефлексивных аспекта физического Я: представление о своих размерах (рост и толщина) и представление о своей координированное™ (ловкость), и два возрастных среза; младше школьники

и подростки.

ВО ВТОРОЯ ГЛАВЗ описаны исследования возрастных и половых особенностей структуры физического Я. Первой задачей,которую пришлось решать в этих целях было создание специальных диагностических процедур для исследования выделенных компонентов структура физического Я. Для диагностики социального и идеального компонентов представления о координированкости и размерах был модифицирован метод самооценки Дембо-Рубинштейн. Испытуемые должны были в предлагаемых им шкалах (ловкий-неуклюжий, высокий-низкий и худой-толстый) оценить какими км хотелось-бы быть (идеальный компонент) и какими они выглядят в глазах окружающих (социальный компонент).

Для диагностики функционального компонента структуры физического Я были созданы специальные экспериментальные методы. В целях оценки функционального компонента представления о координации был разработан проективный метод "Рисуиок движущего-

ся человека". Основным критерием при создании данного метода Сыла независимость измерения функционального компонента структуры от социального н идеального. Апробация и валидизация дан-

ноги метода была проведена на 75 первоклассниках и 60 учениках 6-х классов.

Для диагностики функционального компонента представления о размерах первоначально был использован "точечный" метод оценки размеров тела (Дорожевец А. И. ,1986). заключающийся в изображении своих размеров в натуральную величину на листе белой бумаги. Однако при апробации, в которой участвовало 50 первоклассников и 46 шестиклассников, он обнаружил значимую зависимость от социального компонента (г-0,498;р$0,01). Поэтому для оценки функционального компонента представления о раз-морах Сыла разработана специальная экспериментальная процедура, получившая название "функциональная оценка". Испытуемы!) располагался на расстоянии двух метров лицом к устройству, позволяющему с равновмерной скоростью поднимать от уровня пола горизонтальную планку. Испытуемому предлагалось постоянно оценивать высоту подъема планки и сказать "Стоп" а тот момент, когда планка поднимется ровно на такую высоту, чтобы под ней можно было пройти, не наклоняя голова Данные после трех проб усреднялись. Аналогичным образом производилась функциональная оценка ширины. Испытуемый располагался перед двумя раздвигающимся планками и говорил "Стоп" тогда, когда по его мнению он смог бы пройти в образовавшееся отверстие. После этого измерялся объективный рост и ширина плеч испытуемого и экспериментальный данные, полученные при помаши метода "функциональная оценка" переводились в процента Таким образом функциональный

компонент представления о своих размерах выражался в процентах, по отношению к объективным размерам тела. Апробация и валиди-зация методики проводилась на 64 первоклассниках и 68 учениках 6-х классов.

В основном эксперименте участвовало 74 первоклассника (38 девочек и 36 мальчиков) и 62 вестиклассника (33 девочки и 29 мальчиков) 992-й московской школы.

В результате экспериментального исследования мы хотели получить ответы на следующие вопросы:

1. Как изменяется каждый из компоненгов структуры физического Я с возрастом?

2. Каково соотношение компонентов в структуре физического Я для каждого исследуемого возрастного периода?

3. Существуют ли половые различия в структуре физического Я школьников разных возрастов?

Для ответа на первый вопрос были проанализированы выборочные средние при помоши критерия Стьюдента. Для всех трех компонентов получены значимые различия между средними значениями функционального, социального и идеального компонентов как у младших школьников, так и у подростков. Значение функционального компонента представления о себе выросло у подростков по" сравнению с младшими школьниками в среднем на 17Х(р$0,001). Этот результат вполне объясним, так как основой для функционального компонента физического Я является точность биологических обратных связей, которая повышается по мере накопления моторного опьгга. Значение социального компонента снизилось на 20Х(р$0,001), что свидетельствует о большей отчетливости представлений подростков о том, как они выглядят в глазах ок-

ружаюцих, что объясняет больший разброс данных у подростков по сражению с данными младших школьников. Значение идеального компонента у подростков также понизилось в среднем на 12Х(р$0, 01), что тоже объяснимо, учитывая, что значения идеального компонента у младших школьников как правило очень высоки.

Для того, чтобы оценить взаимодействие компонентов структуры Физического Я в каддом возрасте был использован корреляционный анализ. Социальный и идеальный компонент у младших школьников оказались связаны между собой с большой степенью вероятности (г-0,657;р<0,001), причем эта закономерность проявилась как.у мальчиков, так и у девочек. Эти данные свидетельствуют о том, что младшим школьникам ею трудно выделить в представлении о себе различия.между тем, какими им хотелось бы быть и тем, какими они выглядят в глазах других. Очевидно, что социальный компонент образа физического Я еще недостаточно развит у младших школьников. Действительно, значения оценок социального компонента близки к максимальным аначенияы как у мальчиков так и у девочек и имеют маленький межиндивидуальный разброс. Если учесть слабое освоение детьми этого возраста всего многообразия контингентов движений, доступных взрослому человеку (Бернштейн Н. А. ,1947), что накладывает дефицитарный отпечаток на функциональный компонент физического Я, то можно сделать заключение, что у младших школьников в структуре физического Я ведуалм является идеальный компонент.

У подростков при сравнении социального и идеального компонентов структуры физического Я не обнаружено статистически значимой связи. При анализе совместных результатов мальчиков и девочек это верно для всех исследуемых аспектов физического Я:

как для координации, так и для размеров тела Такие результаты говорят о том, что социальный компонент структуры физического Я становится независимым от идеального и приобретает самостоятельное значение. Это также подтверждает меньший разброс данных, чем у младших школьников и моныпие абсолютные значения социального и идеального компонентов у подростков по сравнению с младшими школьниками. Отсутсвие связи между социальным и идеальным компонентами структуры свидетельствует, с одной стороны, о повышении роли функционального компонента в обрайе физического Я у подростков, и, с другой стороны, подтверждает сложившееся в психологии представление о повышении значимости оценок сверстников в подростковом,возрасте.

Существенные половые различия- проявились при анализе структуры различных рефлексивных аспектов образа физического Я Причем эти различия проявляются как у детей одного ьо&роста, так и в возрастной динамике. Пальчики оСоих возрастов точнее девочек оценивают свои координационные возможности и эталон развития ловкости для них выше, чем для девочек. Рост длп мальчиков имеет больиее значение, чем для девочек в обоих исследуемых возрастных перисдах. Мальчики точнее в функциональных оценках роста и идеальный компонент представления о росте у них выше.

Возрастная динамика структуры физического Я различна у

мальчиков и девочек. Так у младших школьников обоего пола структура представления о своей координации совпадает со структурой представления о своем росте (г-0,410; р<0,СХ)1) и о<> не связаны со структурой представления о своей толщине. У но." ростков-мальчиков обнаруживается связь между рнаКг^яин 1 "-/п

(рост и толщина) для всех компонентов структу-ры(г4),395;рч<0,(р1;г-0,362;к0,001;г-0.359;к0,01), что свидетельствует о более отчетливом представлении о пропорциях тела у подростков-мальчиков. И явно выпадает из общей картины представление о своей толщине у девочек-подростков. Обнаружена значимая зависимость между социальным и идеальным компонентами представления о толщине (г-0,529;0,001). Можно предположить, что представление о своей толщине у девочек-подростков не только формируется под влиянием товарищей, но и копирует групповые эталоны.

Ка-, было ползало в первой г лапе, представление о физическом Я формируется на базе трех основных источников. Однако конечный результат, т.е. Я-физическое зависит ещз и от некоторых объективных и субъективных причин. К объективным причинам можно отнести условия деятельности и общения. К субъективным причинам, от которых зависит формирование образа физического Я можно отнести прежде всего когнитивиные и личностные особенности индивида. Во второй части экспериментального исследования описанного в ТРЕТЬЕЙ" ГЛАВЕ, основной целью было выявить "чувствительность" отдельных компонентов структуры физического Я к индивидуально-психологическим особенностям личности и особенностям общения. Поскольку наибольшие половые и структурные различия были выявлены у подростков, на данном этапе исследования в экспериментах участвовали 83 ученика (44 девочки и 39 мальчиков) 6-х классоЕ 125-й московской школы.

Кроме методов диагностики компонентов структуры физического Я, описанных в предыдущей главе» использовался модифицированный вариант детского личностного опросника Р. Кэттела

(СЮ). включающий 12 факторов, и оригинальная методика измерения коммуникативной дистанции (МИКД), специально разработанная для исследования коммуникативных процессов в группе.

При разработке данной методики была сохранена специфика информационного взаимодействия, которая выражается, с одной стороны, в установлении между остающимися сторонами определенной дистанции (дальше-ближе) и, с другой стороны, распределением между ними коммуникативных позиций по типу коммуникатор-реципиент. Это достигалось ва счет решения испытуемый соответствующего тестового задания, которое сводилось к тому, что испытуемые должны были оценить каждого члена группы по степени его привлекательности ка^ объекта и субъекта информационного взаимодействия, т.е. как источника и потребители информации по 100-бальной шкале, образованной двумя точками ь пространстве, удаленными друг от друга на 100 мм, без внешне выраженной градуировки. Оценка привлекательности партнера по информационному взаимодействию осуществлялась путем установления дистанции за счет проведения отрезка прямой линии от одной точки, обозначенной "Я", до другой, обозначенной фамилией конкретного партнера, и наоборот. Длина отрезка в первом случае выражала степень заинтересованности в партнере как в объекте информационного взаимодействия, а во втором гак в еубъ екте данного процесса

Использованный метод позволяет получить два ьида характеристик организации коммуникативного процесса: реально- с-у о те к тивные, указывающие на степень информационной акт■лености тоге или иного коммуниканта, и реалыю-объективнне. характеризующие субъекта как лидера или ведомого реального коммуникативною

процесса. Для оценки связи структуры физического Я с индивидуально-психологическими и коммуникативными особенностями использовался метод корреляционного анализа.

На основе анализа полученных результатов мы хотели получить ответы на следующие вопросы:

1. Что в больвей степени влияет на структуру физического Я подростков; коммуникативные или индивидуально-психологические особенности?

2. Специфично-ли такое влияние для разных компонентов структуры физического Я и различных рефлексивных аспектов образа физического Я?

3. СуЕ^ствуют-ли полозье различия в связях между структурой физического Я подростков и их коммуникативными и индивидуально-психологическими особенностями?

Для того, чтобы оценить силу связи между различными особенностями и компонентами структуры, значимым корреляциям, полученным в эксперименте, были присвоены веса в зависимости от уровня их значимости. Суммы весов полученных корреляций свидетельствуют о том, что на структуру физического Я подростков а большей степени влияют индивидуально-психологические особенности, чем коммуникативные (£,-29 и^12 соотвественно), причем большинство значимых корреляций между структурой и особенностями общения получено между компонентами структуры и реально-субъективными характеристиками коммуникативного процесса.

Специфичность влияния индивидуально-психологических особенностей на разные компоненты структуры физического Я проявляется при анализе половых различий. Так у девочек-подростков наиболее тесная связь особенностей личности обнаруживается с

социальным компонентом структуры, а у мальчиков одинаковое влияние индивидуально-психологических особенностей испытывают на себе социальный и функциональный компоненты структуры. У девочек наименьшая связь получена между индивидуально-психологическими особенностями и функциональным компонентом, а у мальчиков - между индивидуально-психологическими особенностям*! и идеальным компонентом.

При анализе результатов влияния особенностей общения на структуру физического Я тага» проявились заметные половые различия. У мальчиков особенности общения наиболее тесным образом связаны с социальным компонентом, то есть с представлением о том, как я выгляжу в глазах окружающих. У девочек наибольшей влияние испит цвет на себе идеальный компонент структуры физического Я, то есть во внутригрупповых отношениях девочки в большей степени, чем мальчики ориентируются на групповые эталоны.

Половые различия проявляются и при анализе влияния особенностей общения на представления об отдельных рефлексивных аспектах образа телесного Я. Так у мальчиков наибольшее влияние испытывает на себе представление о росте. Причем теснее всего это представление связано с объективным положением индивида в отнопениях "лидер-ведомый". У девочек от коммуникативных процессов сильнее всего зависит представление о толщине и, в отличие от мальчиков," это представление связано не с реальной позицией на шкале "лидер-ведомый", а с субъективной предрасположенностью занять ту или иную позицию.

Наибольшее влияние как со стороны особенностей личности, так и коммуникативных процессов, испытывают на себе представ-

ления о своем росте у мальчиков и представления о своей толщине у девочек.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ резюмируются основные результаты проведенного исследования,даются формулировки основных выводов:

1. Экспериментальное исследование показало, что выделение в структуре образа физического Я трех компонентов: Я-физичес-кого функционального, Я-физического социального н Я-физического идеального,- было обоснованным.

2. Разработанные исследовательские методики оказались ва-яидныии для диагностики структурных компонентов образа физического Я у школьников.

3. Структура физического Я изменяется с возрастом, причем обнаружена обаря для мальчиков и девочек тенденция в изменении структуры от младших школьников к подросткам:

а) значение функционального компонента структуры растет с увеличением двигательного опыта;

б) абсолютные значения идеального компонента снижаются, т.е. представление об идеалах своего физического развития становится более реалистичным;

в) социальный компонент структур« физического Я становится независимым лишь в подростковом возрасте, т.е. лишь у подростков складывается отчетливое представление о том, как они выглядят в глазах других.

4. Структура разных рефлексивных аспектов образа физического Я различна у мальчиков и девочек:

а) для мальчиков реальная оценка (функциональный компонент) и ценность (идеальный компонент) своей коор- . дииации и роста выше, чем у девочек;

б) для девочек большое значение имеет социальный компо-

нент представления о толщине.

5. Влияние индивидуально-психологических и коммуникативных особенностей на структуру физического Я подростков зависит от половых различий:

а) у мальчиков как особенности личности, так и особенности общения больше всего связаны с социальным компонентом структуры физического Я;

б) у девочек особенности личности больше всего связаны с социальным компонентом, а особенности внутригруп-пового обшэния - с. идеальным компонентом сруктуры физического Я. ,

6. Особенности личности и общения у девочек больше связаны с представлениями о своей толщине, а у мальчиков - с представлениями о своем росте.

1. Мэтод измерения коммуникативной структуры групп»// Вопросы психологии.-1987.-Ы 1. - С. 159-161 (в сотавторстве с Андреевым А. Н. и Рыжонкиным К1 Я.).

г. Исследование коммуникативной структуры группи/Л"оци-альные и психологические проблемы активизации человеческого фактора в народном хозяйстве/Тезисы докладов Всесоюзной научно -практической конференции« - М.: МГУ, 1987 (а соавторстве с Андреевым А. Я и Рыжонкиным а Я)

3. Методика оценки представления о движении у шедши:; школьников//Тезисы Республиканской научно-практической конф.:-

ренции по прикладной психологии - Казань: 1988. -С. 103-105.

4. Психологическое консультирование детей с трудностями в физическом развитии// Тезисы Республиканской научно-практической конференции по прикладной психологии - Казань: 1988. -С. 90-92 (в соавторстве с Александровой Н.И. и др.)

Б. Исследование структуры физического "Я" у младших школьников и подростков// Тезисы докладов XI Всесоюзной научно -практической конференции психологов спорта - Минск: 1990. -С. 103-110