Мигель сервет восстановление христианства читать. «Неисправимый» Мигель Сервет. Мигель Сервет – жизнь и казнь

, Вильянуэва-де-Сихена - 27 октября , Женева) - испанский мыслитель, теолог-антитринитарий , естествоиспытатель и врач.

Биография

В 1531 году вышел в свет его трактат «Об ошибках троичности», а через год - второй трактат «Две книги диалогов о Троице», ставший ответом на полемику в связи с его первой работой. Антитринитарные взгляды Сервета вызвали протест как в католическом, так и в протестантском мире, и он был вынужден скрываться, приняв имя Михаила Виллановануса (Мишель Вильнев).

После 1532 года Сервет поселился в Лионе . В этот период он написал комментарии к новому изданию «Географии» Птолемея , в котором, в частности, восстановил забытый приоритет Колумба в открытии Нового света. В 1535-1538 годах изучал медицину в Парижском университете. Его астрологические занятия вызвали недовольство профессоров университета, дело рассматривалось Парижским парламентом, после чего Сервет был вынужден бежать из города. Он жил в различных городах Франции, занимаясь под чужим именем врачебной практикой. После 1540 года стал личным врачом архиепископа Пьера Пальмье во Вьенне . Переписка с Кальвином , которую Сервет вёл в течение нескольких лет, выявила полное несогласие их во взглядах, и Кальвин причислил Сервета к числу злейших врагов христианской религии.

В 1553 году во Вьенне анонимно вышел главный труд Сервета «Восстановление христианства» («Christianismi Restitutio »), содержащий основы его антитринитарной «рациональной теологии». Цель Сервета - «восстановить христианство», которое, по его мнению, одинаково ложно толкуется католиками и реформаторами. Полный её заголовок гласит:

«Восстановление христианства, или обращение к апостольской церкви вернуться к её собственным началам, после того как будет восстановлено познание Бога, вера в Христа нашего искупителя, возрождение, крещение а также вкушение пищи Господней. И после того как для нас вновь, наконец откроется царствие небесное, будет даровано избавление от безбожного Вавилона, и враг человеческий с присными своими будет уничтожен.»

Гуго Глязер, Исследователи человеческого тела от Гиппократа до Павлова, с. 82.

В своем труде Сервет отрицает догмат о Троице . Бог, считает он - един и непознаваем, но открывается человеку в Слове и Духе. Сервет не признает Слово и Дух ипостасями, а только модусами самовозвещения и самосообщения Божества. О Христе Сервет мыслит как о Сыне Божием, при этом утверждает, что душу Христа составило соединение Святого Духа, который есть божественное дыхание, с дыханием земной, сотворенной жизни. Сходясь с анабаптистами относительно неправильности крещения малолетних, Сервет полагает, что крещение сообщает человеку дух Христа. Рассматривая понятие души, Сервет попытался дать представление о крови как обиталище души, и при этом впервые в Европе описал малый круг кровообращения .

«Чтобы уразуметь это, нужно сначала понять, как производится жизненный дух (vitalis spiritus )… Жизненный дух берет своё начало в левом сердечном желудочке, при этом особое содействие производству жизненного духа оказывают легкие, так как там происходит смешение входящего в них воздуха с кровью, поступающей из правого сердечного желудочка. Этот путь крови, однако, вовсе не пролегает через перегородку сердца, как принято думать, а кровь чрезвычайно искусным образом гонится другим путём из правого сердечного желудочка в легкие… Здесь она смешивается с вдыхаемым воздухом, в то время как при вдыхании кровь освобождается от сажи… После того, как через дыхание легких кровь хорошо перемешана, она, наконец, снова притягивается в левый сердечный желудочек.» (Christianismi Restitutio , с. 170)

Гуго Глязер, Исследователи человеческого тела от Гиппократа до Павлова, с. 83.

Таким образом, в работе Сервета было уточнено бытовавшее среди врачей более 1300 лет ошибочное представление Галена о переходе крови из правого желудочка в левый через сердечную перегородку. Приоритет Сервета в изучении кровообращения считался неоспоримым до тех пор, пока в 1929 году в Дамаске не была найдена рукопись арабского врача Ибн-ан-Нафиса с описанием лёгочного кровообращения. Прямые текстовые совпадения в описаниях Сервета и Ибн-ан-Нафиса позволяют предполагать знакомство Сервета с текстом его арабского предшественника.

Книга Сервета была признана еретической, а весь тираж её уничтожен. Книга вышла с инициалами M. S. V., что позволило инквизиции установить авторство Сервета. Он был арестован, но ему повезло. Во время судебного процесса бежал из тюрьмы и был заочно приговорён к смерти. После удачного побега Сервет направился в Женеву и неосмотрительно посетил богослужение в церкви Кальвина, где был узнан и арестован. Несколькими годами ранее, Сервет настойчиво писал Кальвину в Женеву. Тот отправил ему свои «Наставления в христианской вере», которые Сервет отправил обратно с оскорбительными заметками на полях.

Над Швейцарией плыли свинцовые облака. В мастерских трудились часовщики, типографы. Слова милосердия звучали в храмах… Шестнадцатый век… Один из его дней отмечен в истории. 27 октября 1553 года женевцы стали свидетелями зрелища, необычного для страны кальвинистов. Религиозная процессия двинулась к городской площади, где должна была свершиться казнь. Человека и книгу приковали к столбу. Голову обвили шутовским соломенно-серым венком. Хворост и дрова громоздились у ног… Палачи не исторгли покаяния у осужденного. В гневном взлете бровей, в омуте черных глаз они видели неукротимую волю. Костер пылал. Стон заменил последнюю речь мученика. И остались обугленные кости, пепел, выжженная трава. Трагическому концу предшествовала стремительная и буркая жизнь…

Мигель Сервет родился в 1511 году в семье нотариуса в местечке Вилланоза (Испания). Учителя высоко оценивали способности подростка. Он выделялся изумительной памятью, живостью воображения и сердечностью.

Отрочество… Мигелю чудилось зарево крестьянской войны. Набатом гремели письма Томаса Мюнцера к дорогим товарищам в лохмотьях, с загрубелыми руками. Суровый анабаптизм отражал интересы угнетенных. Юноша вступил на путь скитания и дерзких помыслов. За гранью Пиренеев змеилась дорога, ведущая во Францию, родину его матери. Студент-юрист Тулузского университета перечитывал книги гуманистов, речи Мартина Лютера, трактаты по истории церкви.

Сервет общался с учеными и писателями, богословами и общественными деятелями, скромными ремесленниками и крестьянами, путешествуя в должности секретаря духовника императора Карла V. Он ощутил пропасть, возникшую между ранним христианством и свирепым католицизмом, между словами и делами протестантов. Молодой испанец увлекся философией пантеистов, растворявших Бога в природе, созерцавших его как свод законов мироздания. Он страстно ратовал за идеи первых христиан. В лице Сервета антитринитарии (сторонники сект, отрицающие догматику святой Троицы) обрели глубокого мыслителя, пламенного публициста. Его сочинение «Об ошибках Троицы» (1531) подрывало догматику.

Лютеранская и кальвинистская церкви учли направленность опасной ереси. Вольнодумца шельмовали на диспутах, в печати, отлучали от церкви.

Сервета увлекает естествознание. В 1532 году он поселился под именем Михаила Вилланова в Париже, изучал математику, астрономию, медицину. В Лионской типографии он ведет корректуру, редактирует новое издание «Географии» Птолемея с оригинальным комментарием (1535), собирает материалы об антицерковном движении ремесленников из Альбы.

И снова Париж, библиотеки, аспидные крыши, отражающие закат. Сервет усиленно занимается анатомией, встречается с Везалием, Кальвином, участвующим в диспутах. Сервета интересуют и события бурного времени. Его волнует история Мюнстерской коммуны (1534-1535), судьба этого героического восстания.

Гонение усиливается. Сервет ищет пристанища и находит его во Вьенне, где занимается врачеванием, переписывается с Кальвином, слушает на досуге чудесные французские песни. Оружие продолжало коваться. В 1553 году Сервет подготовил к печати книгу «Восстановление христианства» - завершение идей юношеского трактата «Об ошибках Троицы».

Сервет категорически отрицал учение о «святой Троице», раскрыл аморальную сущность церковной организации, изобличил протестантов, которые оправдывали веру, не связанную с добрыми делами, он славил «милосердие, поднимающее человека до Божества, вечное по своему характеру, способствующее достижению совершенства будущего века». Жестокости католической инквизиции, деспотизму кальвинистов, ограниченности реформаторов противопоставлялись сочувствие обездоленным, поиски нового пути переустройства человеческого быта.

«Восстановление христианства» включало также замечательные страницы, посвященные малому кругу кровообращения. В богословской книге физиологический раздел не явился случайностью. Сервет - врач стремился использовать данные естествознания с целью укрепить свои религиозные воззрения.

Впрочем, сам Сервет, считавший католицизм главным врагом, терпимо относился к протестантам, видя в них, прежде всего, борцов против католицизма. Отрывки из своей антикатолической книги он послал в Женеву Кальвину, одному из столпов протестантизма.

Книгу тайно издали во Вьенне. На титульном листе фигурировали три буквы - М. S. V. Нетрудно было расшифровать имя и фамилию автора: Michael Servet Villanovanus. Обнародование книги ускорило развязку драмы. Кальвин, ненавидевший Сервета за его выступления против догмата о троичности Божества, написал через подставных лиц донос Лионской инквизиции о том, что автором книги является испанский еретик Сервет, живущий во вьеннской епархии.

7 апреля 1553 года Сервета арестовали. Друзьями был организован побег из тюрьмы. Светский трибунал, в связи с отсутствием еретика, постановил сжечь 17 июля куклу, изображающую его, и пять тюков с экземплярами книги «Восстановление христианства». Сервет покинул Францию. На пути в Италию он посетил Женеву, был опознан, заключен по указанию Кальвина в каземат, обвинен в атеизме, попытке ниспровержения догматики христианства, в отрицании «божественности Сына», бессмертия души.

Столкновение Сервета с Кальвином в основном отражало борьбу швейцарских и других реформаторов с антитринитариями. В Женеве торопили палача. Сожжение одобрили вожди лютеранства. Слуги папы римского также благословили пламя.

Так в гонении против Сервета «трогательно» объединились католики и протестанты. Но, протестанты в чем-то даже перещеголяли католиков в преследовании свободного изучения природы. Кальвин сжег Сервета, когда тот подошел вплотную к открытию кровообращения, и при этом заставил жарить его живым два часа; инквизиция удовольствовалась по крайней мере тем, что просто сожгла Джордано Бруно».

Прогрессивное человечество высоко чтит память великого ученого «еретика» Мигеля Сервета.

Где изучал математику, географию, астрономию, право, медицину. Мигель Сервет впервые в Европе описал малый круг кровообращения .

В 1531 году вышел в свет его трактат «Об ошибках троичности», а через год - второй трактат «Две книги диалогов о Троице», ставший ответом на полемику в связи с его первой работой. Антитринитарные взгляды Сервета вызвали протест как в католическом, так и в протестантском мире, и он был вынужден скрываться, приняв имя Михаила Виллановануса (Мишель Вильнев).

После 1532 года Сервет поселился в Лионе . В этот период он написал комментарии к новому изданию «Географии» Птолемея , в котором, в частности, восстановил забытый приоритет Колумба в открытии Нового света. В 1535-1538 годах изучал медицину в Парижском университете. Его астрологические занятия вызвали недовольство профессоров университета, дело рассматривалось Парижским парламентом, после чего Сервет был вынужден бежать из города. Он жил в различных городах Франции, занимаясь под чужим именем врачебной практикой. После 1540 года стал личным врачом архиепископа Пьера Пальмье во Вьенне . Переписка с Кальвином , которую Сервет вёл в течение нескольких лет, выявила полное несогласие их во взглядах, и Кальвин причислил Сервета к числу злейших врагов христианской религии.

В 1553 году во Вьенне анонимно вышел главный труд Сервета «Восстановление христианства» («Christianismi Restitutio »), содержащий основы его антитринитарной «рациональной теологии». Цель Сервета - «восстановить христианство», которое, по его мнению, одинаково ложно толкуется католиками и реформаторами. Полный её заголовок гласит:

«Восстановление христианства, или обращение к апостольской церкви вернуться к её собственным началам, после того как будет восстановлено познание Бога, вера в Христа нашего искупителя, возрождение, крещение а также вкушение пищи Господней. И после того как для нас вновь, наконец откроется царствие небесное, будет даровано избавление от безбожного Вавилона, и враг человеческий с присными своими будет уничтожен.»

Гуго Глязер, Исследователи человеческого тела от Гиппократа до Павлова, с. 82.

В своем труде Сервет отрицает догмат о Троице . Бог, считает он - един и непознаваем, но открывается человеку в Слове и Духе. Сервет не признает Слово и Дух ипостасями, а только модусами самовозвещения и самосообщения Божества. О Христе Сервет мыслит как о Сыне Божием, при этом утверждает, что душу Христа составило соединение Святого Духа, который есть божественное дыхание, с дыханием земной, сотворенной жизни. Сходясь с анабаптистами относительно неправильности крещения малолетних, Сервет полагает, что крещение сообщает человеку дух Христа. Рассматривая понятие души, Сервет попытался дать представление о крови как обиталище души, и при этом впервые в Европе описал малый круг кровообращения .

«Чтобы уразуметь это, нужно сначала понять, как производится жизненный дух (vitalis spiritus )… Жизненный дух берет своё начало в левом сердечном желудочке, при этом особое содействие производству жизненного духа оказывают легкие, так как там происходит смешение входящего в них воздуха с кровью, поступающей из правого сердечного желудочка. Этот путь крови, однако, вовсе не пролегает через перегородку сердца, как принято думать, а кровь чрезвычайно искусным образом гонится другим путём из правого сердечного желудочка в легкие… Здесь она смешивается с вдыхаемым воздухом, в то время как при вдыхании кровь освобождается от сажи… После того, как через дыхание легких кровь хорошо перемешана, она, наконец, снова притягивается в левый сердечный желудочек». (Christianismi Restitutio , с. 170)

Гуго Глязер, Исследователи человеческого тела от Гиппократа до Павлова, с. 83.

Таким образом, в работе Сервета было уточнено бытовавшее среди врачей более 1300 лет ошибочное представление Галена о переходе крови из правого желудочка в левый через сердечную перегородку. Приоритет Сервета в изучении кровообращения считался неоспоримым до тех пор, пока в 1929 году в Дамаске не была найдена рукопись арабского врача Ибн-ан-Нафиса с описанием лёгочного кровообращения. Прямые текстовые совпадения в описаниях Сервета и Ибн-ан-Нафиса позволяют предполагать знакомство Сервета с текстом его арабского предшественника.

Книга Сервета была признана еретической, а практически весь тираж (за исключением единиц) её уничтожен. Книга вышла с инициалами M. S. V., что позволило инквизиции установить авторство Сервета. Он был арестован, но ему повезло. Во время судебного процесса бежал из тюрьмы и был заочно приговорён к смерти. После удачного побега Сервет направился в Женеву и неосмотрительно посетил богослужение в церкви Кальвина, где был узнан и арестован. Несколькими годами ранее, Сервет настойчиво писал Кальвину в Женеву. Тот отправил ему свои «Наставления в христианской вере», которые Сервет отправил обратно с оскорбительными заметками на полях.

Существуют разногласия в отношении роли Жана Кальвина в смерти Сервета. Некоторые считают Кальвина кровожадным палачом, беспощадно разделавшимся с несчастным Серветом. Другие говорят, что Кальвин и его друзья уговаривали Сервета отречься от своих анти-тринитаристских взглядов. Когда эти попытки оказались напрасны, все швейцарские кантоны посоветовали женевским «инквизиторам» казнить Сервета. Кальвин просил заменить сожжение на более гуманную казнь (мечом), но вышло иначе. Сервет был сожжен на костре 27 октября 1553 года, так и не поддавшись требованиям палачей признать Иисуса Христа вечным Сыном Божьим. После казни, заключавшейся в сожжении на медленном огне, горожане стали высказывать недовольство тем, что решение об убийстве принято не Большим советом из 200 депутатов, а Малым, состоящим из шестерых приближенных Кальвина. В ответ Кальвин поручил своим доверенным лицам распространять слухи о своём гуманизме, якобы заключавшемся в предложении заменить всесожжение на удар мечом.

Сервет вошёл в светскую историю прежде всего как первая жертва протестантского фанатизма, и его смерть положила начало многовековой дискуссии о свободе совести. Первым трудом на эту тему был трактат известного итальянского гуманиста Себастьяна Кастеллио «О еретиках» (1554). Вольтер писал в «Опыте о нравах», что казнь Сервета произвела на него большее впечатление, чем все костры инквизиции .

Мигель Сервет родился 29 сентября 1511 года в местечке Вильянуэва-де-Сихен королевства Арагон (Испания). В юношестве он изучал право и географию сначала в Сарагосе, а потом в Университете Тулузы во Франции. После этого он некоторое время работал в Германии на должности секретаря у исповедника имератора Карла V – Хуана де Кинтаны.

В возрасте 15 лет он отправился путешествовать. Некоторое время жил в Базеле, затем в Страсбурге. В это время он разочаровался в христианстве и опубликовал трактаты:

  • «Об ошибках троичности»,
  • «Две книги диалогов о Троице», вызвавшие большое возмущение.

В 1535 году Сервет увлекся медициной и по рекомендации своего друга, врача Лотаринского принца, поступил в Парижский университет. Он учился под покровительством таких врачей как Сильвий и Гюнтер. Вскоре он в совершенстве освоил учение Галена и стал прекрасным знатоком анатомии.

Однако в 1538 году он был вынужден покинуть город в связи с гонениями, вызванными его философскими взглядами. Под чужим именем он скитался по Франции и занимался врачебной деятельностью. В результате к 1540 году он стал личным врачом архиепископа Пьера Пальмье. Он жил подле него в городе Вьенн в течение 12 лет, где параллельно работал над трактатом «Восстановление христианства». В 1553 году анонимно вышел труд, который отражал его философские и естесственнонаучные взгляды. Здесь же он впервые описал малый круг кровообращения .

Замечание 1

Сервет критично относился ко многим догмам христианства. В частности, он отрицал «троичность» бога, учение о «спасении верой», не признавал крещение младенцев, обличал папство. Он подвергался гонениям как со стороны кальвинистов, так и со стороны католиков. В результате его книгу признали еретической, а самого Сервета арестовали. Во время суда ему удалось бежать. Из Франции он направился искать убежище в Италию, но на пути в Женеве был пойман кальвинистами и, отказавшись признать ересью свои взгляды, был сожжен на костре 27 октября 1553 года в возрасте 42 лет.

В 1903 году в Женеве по инициативе кальвинистской церкви был воздвигнут памятник в честь Мигеля Сервета.

Влад в медицину

Долгое время считалось, что именно Сервет стал первым врачом, описавшим малый круг кровообращения. Он отрицал теорию Галена о наличии отверстий в перегородке предсердий, через которые смешивается воздух с кровью. И предполагал, что кровь сложным путем из правого желудочка сердца попадает в легкие, где смешивается с вдыхаемым воздухом и направляется в левую половину сердца. Там берет начало жизненный дух. Сервет также упоминал, что при смешении крови с воздухом, отделяется сажа, которая выдыхается обратно.

Замечание 2

Таким образом, Сервет дал подробное и близкое к истине описание малого круга кровообращения. К сожалению, признание трактата ересью, оставило открытие врача незамеченным. И вскоре после смерти автора, малый круг кровообращения был повторно открыт Реальдом Коломбо, работавшим преподавателем в университете Падуи после Андреаса Везалия.

Однако теперь факт о том, что Мигель Сервет первым описал малый круг кровообращения, вызывает сомнения. В 1929 году в Дамаске был найден рукописный трактат арабского врача Ибн-ан-Нафиса, в котором изложена теория легочного кровообращения. Сравнение трудов двух авторов показало наличие почти полных совпадений в текстах и дало повод предполагать, что Сервет был знаком и пользовался трудом арабского врача.

Несмотря на то, что Мигель Сервет был талантливым врачом, его вклад в будущее медицины на данный момент вызывает разногласия.

Сервет Мигель Серве́т Мигель

(Servet) (1509 или 1511 - 1553), испанский мыслитель, врач. Первым в Европе высказал идею о существовании лёгочного кровообращения. Из-за критики христианских догматов подвергался преследованиям как со стороны католиков, так и со стороны кальвинистов. По указанию Ж. Кальвина обвинён в ереси и сожжён.

СЕРВЕТ Мигель

СЕРВЕ́Т (Servet) Мигель (1509 или 1511-53), испанский мыслитель, врач. Высказал идею о существовании малого круга кровообращения и предугадал его физиологический смысл. Из-за критики христианских догматов подвергался преследованиями как со стороны католиков, так и со стороны кальвинистов. По указанию Ж. Кальвина обвинен в ереси и сожжен.
* * *
СЕРВЕ́Т (Servetus, Servet) Мигель , испанский мыслитель, богослов-антитринитарий, врач, впервые в Европе описавший малый круг кровообращения. Изучал право в Тулузском университете, затем некоторое время был секретарем Хуана де Кинтаны, исповедника Карла V (см. КАРЛ V Габсбург) . Покинул Испанию в 15-летнем возрасте; его дальнейшая жизнь прошла в скитаниях. После смерти Кинтаны жил в Базеле, а позже - в Страсбурге, где познакомился с видными немецкими гуманистами, Буцером (см. БУЦЕР Мартин) и Эколампадием. В эти годы он приходит к отрицанию христианского догмата Троицы. В 1531 выходит в свет его трактат «Об ошибках троичности», а через год - второй трактат «Две книги диалогов о Троице», ставший ответом на полемику в связи с его первой работой. Антитринитарные взгляды Сервета вызвали протест как в католическом, так и в протестантском мире, и он был вынужден скрываться, приняв имя Михаила Виллановануса (Мишель Вильнев), по имени своего родного города. После 1532 Сервет поселяется в Лионе и в течение 3 лет работает в типографии Трехзелей. В этот период он пишет комментарии к новому изданию «Географии» Птолемея, в котором, в частности, восстанавливает забытый приоритет Колумба в открытии Нового света. В 1535-38 изучает медицину в Парижском университете. Его астрологические занятия вызвали недовольство профессоров университета, дело рассматривалось Парижским парламентом, после чего Сервет был вынужден бежать из города. Он живет в различных городах Франции, занимаясь под чужим именем врачебной практикой. После 1540 становится личным врачом архиепископа Пьера Пальмье во Вьенне. Переписка с Кальвином (см. КАЛЬВИН Жан) , которую Сервет ведет в течение нескольких лет, выявляет полное несогласие их во взглядах, и Кальвин причисляет Сервета к числу злейших врагов христианской религии.
В 1553 во Вьенне анонимно выходит главный труд Сервета «Восстановление христианства», излагающий основы его антитринитарной «рациональной теологии» Считая бессмысленным крещение младенцев, Сервет полагает, что крещение должно совершаться уже в зрелом, сознательном возрасте. Рассматривая понятие души, Сервет попытался дать представление о крови как обиталище души, впервые в Европе описал малый круг кровообращения. Приоритет его в изучении кровообращения считался неоспоримым до тех пор, пока в 1929 в Дамаске не была найдена рукопись арабского врача Ибн-ан-Нафиса с описанием легочного кровообращения. Прямые текстовые совпадения в описаниях Сервета и Ибн-ан- Нафиса позволяют предполагать знакомство Сервета с текстом его арабского предшественника.
Книга Сервета была признана еретической, а весь тираж ее уничтожен. Книга вышла с инициалами M. S. V., что позволило инквизиции установить авторство Сервета. Он был арестован, но во время судебного процесса бежал из тюрьмы и был заочно приговорен к смерти. Покинув Францию, Сервет, по-видимому, пытался найти убежище в Неаполе. Его путь лежал через Женеву, где он был узнан Кальвином и по приговору женевской консистории сожжен на костре.
На протяжении всей жизни Сервет не был принят ни католиками, ни протестантами. Он вошел в историю прежде всего как первая жертва протестантского фанатизма, и его смерть положила начало многовековой дискуссии о свободе совести. Первым трудом на эту тему был трактат известного итальянского гуманиста Себастьяна Кастеллио «О еретиках» (1554). Вольтер писал в «Опыте о нравах», что казнь Сервета произвела на него большее впечатление, чем все костры инквизиции.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "Сервет Мигель" в других словарях:

    Мигель Сервет исп. Miguel Serveto y Conesa … Википедия

    Сервет (Servet) Мигель (1509 или 1511‒27.10.1553, Женева), испанский мыслитель, врач, учёный. Учился в Сарагосе, Тулузе, Париже. Изучал математику, географию, право, медицину. Издал с комментариями «Географию» Птолемея. Высказал идею о наличии… … Большая советская энциклопедия

    Сервет, Мигель - СЕРВЕТ (Servet) Мигель (1509 или 1511 1553), испанский мыслитель, врач. Высказал идею о существовании малого круга кровообращения. За критику христианских догматов подвергался преследованиям и католиков, и кальвинистов. Обвинен в ереси и сожжен в … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    СЕРВЕТ Мигель - (1509 или 1511 l511) мыслитель, ученый и врач, подвергший резкой критике христ. догматику, в части. догмат о троице. В своем осн. труде «Восстановление христианства» выступал за очищение христианства от искажений его католиками и протестантами.… … Атеистический словарь

    СЕРВЕТ (Servetus Servet) Мигель СЕРВЕТИ ФЮНУН (Serveti funun Богатство наук) турецкий литературный журнал, вокруг которого группировались писатели, создавшие т. н. новую литературу. Выходил в Стамбуле в 1891 1944. Защищал западническую… … Большой Энциклопедический словарь

    - (Michael Servetus, 29 сентября 1511 27 октября 1553) испанский врач и богослов. Учился в Сарагосе, Тулузе, Париже, где изучал математику, географию, астрономию, право, медицину. Мигель Сервет впервые в Европе описал малый круг кровообращения.… … Википедия

    Мигель Сервет Мигель Сервет (Michael Servetus, 29 сентября 1511 27 октября 1553) испанский врач и богослов. Учился в Сарагосе, Тулузе, Париже, где изучал математику, географию, астрономию, право, медицину. Мигель Сервет впервые в Европе описал… … Википедия

    Сервет, Мигель Мигель Сервет Мигель Сервет (лат. Michael Servetus, исп. Miguel Serveto y Conesa, 29 сентября 1511, Вильянуэва де Сихена 27 о … Википедия

    - (Servet) Мигель (1511 1553) исп. теолог, естествоиспытатель, врач. Учился в ун тах Сарагосы, Тулузы, Парижа, изучал библейские языки, математику, философию, теологию, право, медицину, жил в Германии, Италии, Швейцарии. С. был сторонником т.н.… … Философская энциклопедия