Водосточные каналы. Пластиковые лотки (каналы, желоба) для отвода воды стандартной серии. Фонтанный комплекс на водоотводном канале

Водоотво́дный кана́л - проложен в 1783-1786 вдоль центральной излучины Москвы-реки вблизи Кремля.

Другие названия: Обводно́й канал, Водоотводно́й канал, Обво́дный канал.

Длина канала 4 км, ширина от 30 до 50 м, глубина около 2 м. Через канал переброшено 8 мостов, в том числе 2 пешеходных. Русло канала было проложено по заболоченной низине, старице Москвы-реки на месте бывшего Болота. При прокладке канала болото было осушено.

Отходит от реки выше Большого Каменного моста и впадает в районе Шлюзовой набережной. Цель строительства - отведение русла реки для восстановления опор Большого Каменного моста, пострадавших во время половодья в апреле 1783 года.

По поводу этого происшествия Московский главнокомандующий граф Чернышев сообщал Екатерине II:

Позднее во время половодий канал отводил часть избыточной воды.

Водоотводный канал

С постройкой Бабьегородской плотины канал стал судоходным, в месте впадения канала в основное русло одновременно с Бабьегородской была построена Краснохолмская плотина со шлюзом около Шлюзовой набережной. После реконструкции московского гидроузла и строительства Нагатинской плотины Бабьегородская и Краснохолмская плотины и шлюз были разобраны, и канал утратил свое водоотводное и судоходное значение в связи с тем, что сток стал регулироваться Карамышевской и Нагатинской плотинами, обеспечившими и необходимый уровень воды в основном русле для судоходства.

Ссылки

Реферат на тему:

Водоотводный канал (Москва)

План:

    Введение
  • 1История
  • 1.1XVIII век
  • 1.2XIX век
  • 1.3XX век
  • 1.4XXI век

Примечания
Литература

Введение

Водоотво́дный кана́л (Обводно́й канал, Водоотводно́й канал, Обво́дный канал, Канава) - проложен в 1783-1786 вдоль центральной излучины Москвы-реки вблизи Кремля.

Часовая речная прогулка по Водоотводному каналу и Москве-реке от причала "Третьяковский"

Вместе с Москвой-рекой образует остров Балчуг.

Длина канала 4 км, ширина от 30 до 50 м, глубина около 2 м. Через канал переброшено 10 мостов, в том числе 4 пешеходных. Русло канала было проложено по заболоченной низине, старице Москвы-реки на месте бывшего Болота. При прокладке канала болото было осушено. Отходит от реки выше Большого Каменного моста, около памятника Петру I, и впадает в районе Шлюзовой набережной.

1. История

1.1. XVIII век

Впервые план устройства канала был представлен в «Прожектированном плане» 1775, составленном П. Н. Кожиным и Н. Н. Леграном. Помимо прокладки канала по старице Москвы-реки, предполагалось прорезать два канала в низменных поймах Остоженки и Якиманки, для защиты этих районов от наводнений. На востоке, предполагалось затопить низменности в районе нынешних Озерковской набережной и Краснохолмских мостов, а на острове устроить зерновой порт и укреплённый складской комплекс.

План этот, в существенной части, был реализован в 1780-е гг., когда понадобилось отвести русло реки для восстановления опор Большого Каменного моста, пострадавших во время половодья в апреле 1783 года. По поводу этого происшествия Московский главнокомандующий граф Чернышёв сообщал Екатерине II:

«Обвалились три арки моста и бывшие на них 11 лавок каменных с разными мебелями купца Епанишникова, суммой на 1100 руб. Упал один стоявший в это время на мосту и убит, а развалинами задавлены бывший под мостом рыбак и две бабы, у берега для мытья платья находившиеся».

Зерновой порт так и не был построен; укрепленный военно-складской замок, Новый Кригскомиссариат , был выстроен по проекту Леграна выше по течению (д. 24, Космодамианская набережная). Восточнее Балчуга, остров пересекал поперечный канал на месте старых «ендов», через него был переброшен деревянный Модельный мост. Красные Холмы не были отрезаны каналом от Замоскворечья, однако сохранялась старица Москвы-реки к югу от Земляного Вала (параллельно Кожевнической улице). На западе, русло реки было расширено, образовав островок-косу между современными Бутиковским переулком и Пречистенской набережной.

1.2. XIX век

Позднее во время половодий канал отводил часть избыточной воды. С постройкой Бабьегородской плотины канал стал судоходным, но только на четыре месяца в году, обычно с 1 июня, пока разборная Бабьегородская плотина находилась в собранном положении. В месте впадения канала в основное русло одновременно с Бабьегородской была построена Краснохолмская плотина со шлюзом около Шлюзовой набережной. Для спрямления судоходного канала было проложено второе русло вдоль современной Шлюзовой набережной. Красные Холмы превратились в треугольный островок, связанный с Замоскворечьем и основным островом несколькими деревянными мостами. Вдоль канала, в Голутвинской слободе, в Садовниках и Кожевниках, обосновались текстильные фабрики и механические мастерские.

Коса между Берсеневкой и Остоженкой была вновь объединена с большой землёй и вскоре застроена; поперечный канал у Балчуга был ликвидирован только в 1870-е гг.

1.3. XX век

После реконструкции московского гидроузла и строительства Нагатинской плотины Бабьегородская и Краснохолмская плотины и шлюз были разобраны, и канал утратил свое водоотводное и судоходное значение в связи с тем, что сток стал регулироваться Карамышевской и Нагатинской плотинами, обеспечившими и необходимый уровень воды в основном русле для судоходства.

В 1930-е гг. были заменены все ранее существовавшие автомобильные мосты через канал. После строительства Краснохолмских мостов старое русло канала вдоль Садового кольца было засыпано. В навигацию 2008 года по каналу началось движение экскурсионных судов: пассажирских мотоботов и специально построенного для эксплуатации на канале теплохода «Столица-1».

1.4. XXI век

В настоящее время берега канала укреплены бетонными стенками, облицованы гранитными плитами. В русле канала установлены фонтаны. Существуют планы строительства огромных подземно-подводных паркингов для машин в районе канала и прилегающих территорий. Паркинг планируется сделать от западной стрелки - входа в канал до Малого Каменного Моста или до Третьяковской галереи. Для строительства паркинга канал предлагается перекрыть выше и ниже по течению временными дамбами, осушить канал между дамбами и строить паркинг обычным способом - с рытьём котлована. После строительства дамбы предполагается убрать и вновь заполнить канал водой.

Водоотводный канал в районе Балчуга в 2005 году.

До постройки в 1965 Шлюзового моста, автотранспорт в сторону Дербенёвской набережной объезжал канал по Кожевнической улице

Бетонные каналы водоотводные

Каналы водоотводные

Часто ищут

С этим товаром покупают

Дренажные водоотводные лотки

Бетонные водоотводные лотки (желоба, каналы) серии Standart с решетками

Бетонные водоотводные лотки серии Super DN100 Н190 с решетками

Бетонные водоотводные лотки серии Super DN150 Н215 с решетками

Бетонные водоотводные лотки серии Super DN150 Н265 с решетками

Бетонные водоотводные лотки серии Super DN200 Н280 с решетками

Бетонные водоотводные лотки серии Super DN200 Н305 с решетками

Бетонные водоотводные лотки серии Super DN200 Н330 с решетками

Бетонные водоотводные лотки серии Super DN300 Н420 с решетками

Водоотводные полимербетонные лотки

Компания «Аква Инжиниринг» реализует бетонные каналы водоотводные конструкции высокого качества по доступным ценам. В нашем интернет-магазине представлен широкий ассортимент моделей. Бетонные лотки с металлическими защитными решетками представляют собой надежные и функциональные приспособления, используемые с целью отвода ливневой или отработанной воды.

Каналы из бетона с решеткой – это оптимальный вариант как для городских территорий, так и для предприятий и частных домов. Они смотрятся более эстетично в сравнении с открытыми дренажными системами и практически неотличимы от дорожного покрытия. Преимущества водоотводных бетонных лотков этим не ограничиваются. Помимо этого:

  • каналы обладают небольшой стоимостью;
  • не разрушаются под влиянием влаги;
  • обеспечивают качественный дренаж;
  • легко очищаются;
  • не допускают проникновения в сток крупного мусора;
  • отличаются длительным сроком службы и широкой областью применения.

Бетонные лотки могут устанавливаться в зонах интенсивного движения легкового и грузового автотранспорта, на автомобильных стоянках и в аэропортах. Они будут прекрасно справляться с функцией отвода воды даже в период обильных ливней и активного таяния снега.

Способ изготовления бетонных водоотводных лотков следующий. Бетонные водосточные каналы, как правило, производят из фибробетона. Это композитный бетонный материал, который состоит из цемента и мелкого наполнителя. Материал для каналов армируют посредством полимерного волокна, повышающего прочность конструкции.

Бетонные лотки делают методом вибропрессования. За счет этой технологии удается добиться высокой плотности бетонных конструкций, а также минимальной пористости материала, что способствует сопротивляемости лотка воздействию сточных вод. Применение данного состава для изготовления каналов позволяет достичь их устойчивости к деформации, нагрузкам и перепадам температур. Поэтому бетонные лотки используются с целью эксплуатации в местах с повышенной нагрузкой. Они крепятся к трубам при помощи выпускных отверстий, которые при необходимости герметизируются либо запаиваются. Главное – соблюдать все правила и технику укладки бетонной конструкции. Лотки монтируются под уклоном таким образом, чтобы вода беспрепятственно отводилась от конструкции.

Заказывая бетонный канал у нас, вы получаете гарантию качества по лучшей стоимости в г. Москве.

Бетонные водоотводные каналы

Обустроить недорогой, но при этом высокопрочный и эффективный водоотвод поверхностного типа, возможно, если использовать для этой цели дренажные бетонные каналы.

Инструкция по установке

Вибропрессованный бетон ― материал, получаемый прессованием полусырой бетонной смеси под непрерывным воздействием вибрации. Результат ― изготовление изделий с целым набором уникальных технических и рабочих характеристик:

  • высокие показатели плотности и прочности;
  • сохранение рабочих свойств в широких диапазонах температуры и влажности;
  • отсутствие внутренних напряжений и стабильность размеров при различного рода механических воздействиях;
  • минимальная шероховатость поверхности, предотвращающая возникновение наростов и отложений;
  • возможность использования для отведения любых сточных вод и технических вод, вплоть до наиболее агрессивных химических веществ.

Сохранить целостность и неизменное положение бетонных каналов для водоотвода позволяет не только выбор изделий соответствующего условиям эксплуатации класса, но и правильный монтаж: создание основания и откосов расчетных размеров.

Применение дренажных каналов из бетона

Бетонный линейный водоотвод универсален, так как одинаково хорошо справляется с осушением любых территорий. Добиться значительной экономии средств позволяет правильный выбор подходящих бетонных водоотводных каналов из линеек продукции компании «ГидроГрупп»:

Стальные накладки, ребра жесткости, внутренний уклон, благодаря которому отпадает необходимость создавать внешний, многочисленные варианты исполнения защитных решеток ― ассортимент каталога продукции «ГидроГрупп» позволяет создать бетонный линейный водоотвод любой сложности.

Необычные условия объекта не являются препятствием для специалистов нашей компании. Индивидуальный подход ― разработка проекта, создание элементов под заказ, привлечение необходимых технических средств ― это гарантия быстрого решения с адекватными финансовыми затратами.

Бетонные лотки

Бетонные водоотводные лотки - один из старейших элементов систем водоотведения. Бетон используют для производства ливневых систем не первый десяток лет, поэтому этот материал можно по праву считать одним из самых надежных и проверенных временем. Бетонные каналы (желоба) хорошо зарекомендовали себя в водоотведении с учетом суровых климатических условий на территории России.

К достоинствам водоотводных бетонных лотков можно отнести:

  • Устойчивость к температурным перепадам;
  • Высокая плотность материала (бетона);
  • Низкий коэффициент водопоглащения.

Бетонные лотки (каналы или желоба) производят двумя способами: вибролитьем и вибропрессованием. Бетонные лотки изготовленные вибропрессованием имеют более высокие технические характеристики, а именно: повышенная прочность, морозоустойчивость, качество форм (отлично стыкуются благодаря точной геометрии).

Бетонные каналы (лотки или желоба) подразделяются на классы в зависимости от необходимых нагрузок (так же как пластиковые лотки и полимербетонные лотки).

Фонтанный комплекс на водоотводном канале

Компания «Геммадренаж» предлагает два класса бетонных лотков: серия «Гемма Стандарт» и серия «Гемма Экстра». Различие между этими классами в максимально допустимых нагрузках (зависят от территории, для которой разрабатывается система водоотвода). Купить бетонные желоба от производителя ООО «Гемма» недорого, значит получить высокое качество водоотвода.

Бетонные лотки серии «Гемма Стандарт» находят свое применение в местах со средними динамическими и статическими нагрузками, а именно: паркинги легковых автомобилей, коттеджное строительство,….

Бетонные лотки серии «Гемма Экстра» являются ударостойкими и высокопрочными и применяются в местах с высокими нагрузками до 60 тонн (класс Е). Лотки этой серии широко применяются при строительстве….

Компактную дренажную систему для дорожного покрытия отлично обеспечат пластиковые лотки. Водоотводные желоба устанавливаются в грунт на уровень своей высоты, решеткой к поверхности. Такие пластиковые желоба используют: Подробнее
  • на парковках;
  • крытых стоянках;
  • вдоль подъездов к зданиям.
Несмотря на то, что канал пластиковый, следует отметить, что он выдерживает различные нагрузки, в зависимости от выбранной модели.

Технические характеристики пластика, из которого делают водоотводы:

Пластиковые каналы – это современный, удобный и перспективный вариант дренажной системы. На сегодняшний день пластик весьма популярный материал, который нашел широкое применение в ремонте и строительстве. Данный материал хорошо зарекомендовали себя в создании и монтаже элементов для систем водоотведения на объектах с малой и средней степенью нагрузки на дорожное покрытие.

Пластиковые водоотводные лотки чаще используются для обустройства объектов городской инфраструктуры, такие как автостоянки, небольшие АЗС, обочины дорог, паркинги, тротуары, прилегающие территории жилых загородных домов, участков загородных усадьб и это лишь небольшой список объектов, на которых успешно используются эти системы из пластика.

Грамотно спроектированная и правильно установленная, соответствующая требованиям к величине нагрузок на дорожное покрытие в требуемой зоне, пластиковая дренажная система будет служить долгие годы. Поэтому купить их будет в определенном смысле выгодно.

Почему именно пластиковый водоотводный лоток? Какие у него преимущества?

  • Длительный срок эксплуатации. Обладают высокими прочностными характеристиками, устойчивые к воздействию агрессивных сред, перепадов температур, ультрафиолета.
  • Повышенная пропускная способность. Пластиковые водоотводные каналы имеют идеально гладкую внутреннюю поверхность, поэтому грязь и мусор не оседают на стенках лотков и дренажная система длительное время остается чистой, что значительно экономит затраты на ее обслуживание.
  • Малый вес элементов. Пластик – легкий и прочный материал. Пластиковые лотки имеют достаточно тонкие стенки. Это делает продукцию дешевле и упрощает транспортировку системы, равно как и её установку.
  • Возможность соединения с канализационными трубами разного диаметра. В лотке имеются различные выходы стандартных диаметров для соединения с канализационной сетью.
  • Простота и удобство монтажа. Монтаж пластиковых лотков не требует больших трудозатрат. Собирается легко и просто. Пластик легко обрабатывается, поэтому каналы можно смонтировать в любых погодных условиях, укоротив или подровняв стандартные элементы непосредственно по месту.

Несмотря на то, что пластиковые каналы стоят дороже, чем бетонные, их преимущества при установке, обслуживании и длительный срок эксплуатации позволяют сэкономить солидные денежные средства, а иногда и время. Поэтому, если величина нагрузки на покрытие на вашем объекте не велика, то выбор в пользу пластиковых водоотводных лотков однозначен.

Если вы хотите купить лотки водоотводные (пластиковые или бетонные), самая привлекательная цена вас ждет в нашем интернет-магазине. Мы работаем без посредников, поэтому вам не придется переплачивать.

В нашем ассортименте имеются не только водоотводные лотки, но и лотки водоотводные пластиковые с решеткой , дренажные решетки различных размеров, пескоуловители и другие элементы, необходимые для построения надежной и эффективной канализационной системы. Доставку нашей продукции мы осуществляем во все регионы Российской Федерации.

Звоните нам прямо сейчас, мы ждем ваших заказов!

К многочисленным архитектурным достопримечательностям столицы сегодня относят и водоотводный канал Москвы-реки, который пользуется большой популярностью не только у туристов, но и у местных жителей. А все, потому что проложен он через исторический центр Москвы, где размещены основные туристические достопримечательности и культовые места. Набережные и мосты канала - излюбленная территория для прогулок и фотосессий с отличной панорамой.

Историческая справка

Искусственное сооружение (Водоотводный канал в Москве), история которого уходит корнями к 1783 году, стало решением проблемы периодических разливов Москвы-реки, подтопления находящихся рядом домов и ремонта поврежденных опор Большого моста. Для отвода воды использовали старое русло Москвы-реки, что позволило провести проектные работы в привязке к действующей архитектурной застройке района, поэтому расположение улиц почти не изменили. Снесли лишь несколько деревянных построек. Еще одним положительным фактором строительства канала оказалось осушение заболоченных мест в низинах района. Начинается водоток чуть выше Большого моста и соединяется с Москвой-рекой в районе шлюзовой набережной. В народе канал получил простое название «канава».

В 1836 году водное хозяйство города вновь претерпело изменения. Одним из новшеств явилась постройка на Москве-реке, между набережными Берсеневской и Кропотскинской, Бабьегородской плотины, что позволило пустить по каналу суда. А вблизи восточного устья «канавы» возвели плотину со шлюзом, который через век был разобран при строительстве и запуске Канала имени Москвы. В память об этом шлюзе назвали мост и набережную.

Сейчас водная артерия достигает ширины от 30 до 50 м, средняя глубина - 2 м, а длина почти 4 км. Водоотводный канал, соединяясь с Москвой-рекой, образует остров Балчуг.

Набережные канала

Вдоль канала расположились 6 набережных: Шлюзовая, Болотная, Кадашевская, Якиманская и Садовническая. Берега русла укреплены бетонными ограждениями, которые в свою очередь, облицованы декоративным камнем - гранитом. Вдоль набережных расположено много зданий, построенных в XVII-XIX веках и имеющих историческую ценность: рабочие казармы, купеческие усадьбы, мануфактуры и жилые дома. Некоторые из них сегодня отданы под офисы и кафе.

Мосты канала

На всем протяжении водоотводного канала построены мосты, их всего 11, пять из которых - пешеходные.

Если рассматривать их по порядку, то первым и самым молодым является Патриарший мост. Строили его с 2004 по 2007 год. Свое начало он берет от Храма Христа Спасителя, а заканчивается на Якиманской набережной.

Дальше сооружен Малый Каменный мост, который стал продолжением Большого моста. Большой и Малый - так их попарно и называют. Малый мост был построен еще в 1938 году, и соединяет две улицы - Серафимовича и Большую Полянку.

Затем идет самый известный пешеходный мост. Он имеет несколько названий - Лужков, Третьяковский, из-за близости комплекса картинной галереи. Также есть мост Влюбленных, ввиду наличия на нем «деревьев любви» и скамьи «примирения». А соединяет он и Болотную площадь.

Следующий построенный в 1938 году Малый Он связан с Большим мостом, и от него начинается Большая Ордынка.Чугунный - получил свое название от материала, из которого он был изготовлен. Он был построен в 1966 году, существует и ныне.

В 1963 году для удобства пешеходов был открыт Садовнический мост.

Комиссариатский мост построен в 1927 году. Название связано с учреждением, которое занималось снабжением армии. Является продолжением который находится в районе Замоскворечья.

Зверев мост в ширину 4 м, длиной - 33м. Дата его постройки - 1930 год, и назван он в честь Зверева переулка.

Переходит в Малый Краснохолмский и находится в районе Садового кольца.

К московскому Дому Музыки можно пройти по Второму Шлюзовому мосту. Эта пешеходная переправа была построена в 1997 году.

И закончить этот список можно Первым Шлюзовым мостом. Назван так из-за того, что рядом когда-то находился шлюз, который перекрывал канал.

Неспешные прогулки по мостам - отличная возможность насладится красочной панорамой вокруг, видом сверху на водоотводный канал в Москве. Фото, сделанные при этом, пополнят коллекцию памятных снимков.

Достопримечательности канала. Памятник Петру

Одна из них - исполинский 100 метровый монумент знаковой личности в российской истории, возведенный на искусственном острове в месте отхода водоотводного канала от Москвы-реки. Памятник Петру - неповторимое инженерное сооружение, как в техническом, так и в эстетическом плане. Увидев его, невольно захватывает дух. Основа скульптуры выполнена из нержавеющей стали, а все остальное из бронзы. Монумент собирался частями. В последнюю очередь монтировали корабль, каждый вант которого состоит из нескольких сплетенных между собой тросов, что полностью исключает их подвижность.

Паруса внутри имеют пустотелый каркас из меди для снижения массы монумента. Для придания памятнику долговечности основной материал подвергали обработкой песком под высоким давлением с дальнейшим покрытием воском и лаком. Для придания монументальности свиток в руке Петра I, а также Андреевские кресты, как символ созданного им морского флота России, позолотили. Памятник обрамили фонтанами, символизирующими морскую гладь, рассекаемую кораблями.

Открытие памятника было осуществлено в первых числах сентября 1997 года и приурочено к празднованию 850-летию Москвы.

Еще одно место в центральной части Москвы, которое вряд ли останется незамеченным - Лужков мостом, с аллей деревьев, увешанных замками. Со всей округи сюда приезжают молодожены, чтобы на красивых фото запечатлеть это памятное событие в жизни и повесить на дерево замочек, как символ крепких семейных уз — а ключ, по обычаю выбросить в воды канала. Первое дерево любви появилось на мосту в 2007-ом году и быстро «обросло» замками. В свое время мост, начавший разрушаться под тяжестью такого декора, пришлось реконструировать, для замков были поставлены специальные деревья, сделанные мастерами кузнечного дела, которые по мере заполнения переносят на расположенную рядом Болотную набережную. С каждым годом количество деревьев все увеличивается и выглядит это очень романтично и интересно.

Фонтаны

Недалеко от примечательного Лужкова моста в честь 800-летия Москвы были установлены первые в столице, на базе понтонов, плавающие фонтаны на водоотводном канале. Интересное архитектурное решение - целый комплекс из неподвижных и крутящихся фонтанов в акватории канала: струи извергаются ввысь прямо из воды, а в темное время суток еще и подсвечиваются разноцветными прожекторами.

Речные трамваи

В 2008 году для увеличения туристической привлекательности города по каналу пустили пассажирские экскурсионные суда небольшой вместимости и габаритов. Такая поездка - прекрасная возможность в течение часа насладиться достопримечательностями центральной части Москвы.

Мы хотим Вам рассказать о мостах Водоотводного канала. Поводом для прокладки канала стали бурные весенние половодья Москвы-реки и как следствие повреждения опоры Большого Каменного моста в 1783 году. Поэтому в 1784-1785 годах был прорыт Водоотводный канал. Потом на канале построили мосты, плотину, шлюзы, а его откосы замостили камнем.
Первые же деревянные мосты - Козьмодемьянский и Высокопятницкий - были перекинуты через старицу еще до прокладки канала. Козьмодемьянский был как бы подъездом к Большому Каменному мосту со стороны Полянки и Якиманки. Его сменил в 1788 году трехарочный каменный мост с тем же названием, а в 1880 году вновь построенное мостовое сооружение стали называть уже Малым Каменным. Это имя перешло и к современному мосту.
На месте Высокопятницкого моста, соединявшего Замоскворечье через Пятницкую улицу Балчуг, в 1835 году по проекту инженера П.Я. Витте было возведено оригинальное однопролетное мостовое сооружение. Для беспрепятственного прохода судов под мостом проезжую часть его несли три поставленные рядом чугунные арки. Отсюда и название - Чугунный, которое перешло в свою очередь к современному трехпролетному балочному мосту.
Итак, почти полтора столетия Водоотводный канал был судоходным. А в путеводителе по Москве издания 1905 года находим и такое любопытное сообщение: «У Болотной площади на канале - пристань пароходов, идущих на Воробьевы горы...» Очевидно, это были небольшие паровые суда с каютами и тентом на корме, совершавшие регулярные рейсы к излюбленному (загородному тогда) месту отдыха москвичей. Пассажирская пристань находилась выше Чугунного моста, напротив Лаврушинского переулка, на левом берегу канала, и существовала до Первой мировой войны.
В 1933 году отсюда вновь стали курсировать прогулочные суда в том же направлении. Линию обслуживали моторные катера деревянной постройки, прозванные «речными трамваями». Интересный факт, что в июле 1942 года эти допотопные «речные трамваи» уходили с Водоотводного канала... на войну. Дело в том, что вражеская авиация сбрасывала на фарватер реки в районе Сталинграда магнитные мины, на которых подрывались суда с металлическим корпусом. Для обеспечения надежной работы волжских переправ и было тогда направлено из Москвы в Сталинград тридцать номерных деревянных катеров, обслуживавших внутригородские и пригородные линии.
Раньше местонахождение этой пассажирской пристани на Водоотводном канале было несложно найти: с Болотной площади к воде вели гранитные ступени спуска. И вот при строительстве нового пешеходного моста напротив Лаврушинского переулка их закатали в бетон.
Длина канала 4 км, ширина от 30 до 50 м, глубина около 2 м. Через канал переброшено 10 мостов, в том числе 4 пешеходных. Кстати, мосты Водоотводного канала, пожалуй, ничуть не хуже петербургских малых мостовых сооружений.
Нас очень заинтересовала история Водоотводного канала и его мостов и мы решили прогуляться вдоль канала и посмотреть все мосты.
Первый по ходу это стал Патриарший пешеходный мост, это самый новый мост Водоотводного канала, который построили в 2004 году и назвали так в честь патриарха Алексия II. Он имеет трехпролетную конструкцию и соединяет Пречистенскую и Берсеневскую набережные. Проект Патриаршего моста разрабатывали архитектор М. Посохин, художник З. Церетели и инженеры А. Колчин и О. Чемеринский. Этот оригинальный мост выполнен в архитектурном стиле 19 века. Ажурная решетка и стилизованные под старину фонари стали настоящим украшением Патриаршего моста, и его смело можно назвать самым красивым в Москве. На этом мосту с 2008 по 2011 годы записывались новогодние обращения президента России.
Следующий по ходу нашего движения стал Малый Каменный мост – это второй мост по течению Водоотводного канала Москвы. Он построен в 1938 году, и до 1941 года имел трамвайные пути. О нем мы уже говорили ранее.
Проходя по Кадашевской набережной к следующему мосту, мы обратили внимание на ограждения, где перилами служат чугунные литые решетки с изображением серпа и молота.
И далее перед нами Лужков мост – это один из пешеходных мостов через Водоотводный канал. Несмотря на то, что он был открыт в 1994 году, когда обязанности мэра города еще исполнял Юрий Лужков, название моста никак не связано с его фамилией. Мост назван так в честь старого названия местности Болотной площади - Царицынский луг («лужок»). А его неофициальное название - Поцелуев мост: в 2007 году там появилось первое "дерево любви", на которое влюбленные и молодожены могли вешать замки как символ своей верности. Первые замки начали вешать на мосту Мильвио в Риме, потом эта традиция распространилась по Европе и пришла в Москву. Сейчас этих деревьев уже несколько, и количество замков на них с каждым годом только растет. По нему мы перешли на другую сторону Водоотводного канала. И обратили внимание, что деревья с замками уже стоят и вдоль набережной, так много в Москве молодоженов, желающих скрепить свой союз, и значит, эта традиция прижилась в нашем городе и будет продолжаться.
И следующий перед нами это - Малый Москворецкий мост. Этот мост интересен тем, что это единственный мост в Москве, имеющий длину меньшую, чем ширину. При длине 32м, ширина составляет 40м. Малый Москворецкий мост был построен в 1937 году из монолитного железобетона. Он соединяет Болотную улицу на острове Балчуг с улицей Большая Ордынка.
Далее по ходу нашего движения следует Чугунный мост, который перестраивался 4 раза, последний раз он был открыт в 1966 году. Но чугунные опоры остались из отливок 1889 года. Чугунный мост - это балочный мост из железобетона. У Чугунного моста было четыре предшественника, в том числе деревянный Высокопятницкий, который потом был переделан в висячий, и который в свою очередь уступил место арочному Чугунному мосту 1835 года постройки. Последний, четвертый предок нынешнего Чугунного моста - одноименный трехпролетный балочный мост - был построен в 1889 году.
Следуя дальше, мы подошли к Садовническому мосту, который был построен в 1963 году. Поводом для постройки данного моста послужило то, что ГЭС нужно было проложить кабель-трубы, вот их то и замаскировали под мост. В его основе - две трубы теплотрассы диаметром по 75 сантиметров, связывающей Замоскворечье с тепловой электростанцией ГЭС-1 на Раушской набережной. При строительстве рассматривался вариант прокладки труб по дну канала, но оказалось дешевле провести их по мосту. Он был выполнен сборным, из уникальных элементов.
Идем дальше и видим Комиссариатский мост, который служит продолжением Большого Устьинского моста через Москву-реку. Особенностью последнего является то, что это трапецевидный мост без боковых опор. В главном пролёте - шесть клёпаных арок из стали СДС (Специальная, Дворец Советов). Современный Комиссариатский мост был построен в 1927 по проекту Б. П. Тяжелова. В 1963 году по мосту было открыто трамвайное движение.
За Комиссариатским следует Зверев мост - это пешеходный мост над Водоотводным каналом Москвы. Свое название получил по переулку, который был назван по имени дореволюционной домовладелицы - Татьяны Кузьминичны Зверевой. Мост построен в 1930 году по проекту инженера Н.Я. Калмыкова и архитектора И.А. Француза.
Следующий это - Малый Краснохолмский мост, сооруженный в 1938 году над Водоотводным каналом и проходящий по Садовому кольцу, соединяя Нижнюю Краснохолмскую улицу с Зацепским Валом. У него есть двухпролетный железный предшественник, построенный в 1912 году.
И последний из мостов Водоотводного канала это - Шлюзовой мост построенный в 1965 году. Он перекрывает восточное устье канала и соединяет Космодамианскую и Шлюзовую набережные Москвы-реки. Этот мост, как и одноименная набережная, были названы в память о деревянном шлюзе, перекрывавшем Водоотводный канал в течение почти века - с 1830-х до середины 1930-х годов. Мост соединяет деловой центр «Красные холмы" на острове Балчуг с районом Павелецкой площади в Замоскворечье. С северной стороны к центральной части арки примыкает пешеходная эстакада, соединяющая мост со вторым уровнем «Красных холмов». Особенность главной арки - то, что её лестница разделена продольными перилами на три параллельных пешеходных «русла».
Мы, осмотрев все мосты Водоотводного канала, пришли к выводу, что все мосты уникальны и они обладают своей историей и легендами, а мы, москвичи, должны заботиться об их сохранности.