Отношение великобритании и российской федерации. Российско-британские отношения и международная безопасность: возможно ли сотрудничество

История Российско-британских отношений насчитывает уже несколько столетий: в 1553 году были установлены дипломатические отношения между Россией и Великобританией, когда представитель короля Эдуарда VI - Ричард Ченслор (Ченслер), пытаясь отыскать «северо-восточный проход» в Китай и Азию, остановился в стольном граде Московии и в 1553 году был представлен царю Ивану IV, испытавшему позднее такое глубокое доверие к Англии, что, по свидетельству современников, не исключал возможности временного переселения на берега туманного Альбиона в случае возникновения непреоборимой смуты в подвластном ему государстве.

После возвращения Ричарда Ченслора в Англию, он был послан обратно в Россию в 1555 году. В тот же год была основана Московская компания. Для гостей МК построили палаты в Китай-городе, рядом с Кремлем, на территории палат действовали только английские законы.

Московская компания имела монополию на торговлю между Россией и Англией до 1698 года.

В 1697-1698 годах, царь Пётр I с Великим посольством находился в Англии три месяца. Государства воевали против друг друга в Семилетней войне.

Государства воевали на одной стороне в 1740-1748 годах во время Войны за австрийское наследство.

Россия и Великобритания воевали на одной стороне во время революционных войн 1790-х годов. Несостоявшееся совместное вторжение в Нидерланды в 1799 году положило начало к перемене отношений.

5 сентября 1800 Британия оккупировала Мальту, в то время как император России Павел I являлся Великим магистром Мальтийского ордена, то есть главой государства Мальты. В качестве ответных действий 22 ноября 1800 Павел I издал указ о наложении секвестра на все английские суда во всех российских портах (их насчитывалось до 300), а также о приостановлении платежа всем английским купцам впредь до расчета их по долговым обязательствам в России, с запретом продажи английских товаров в империи. Дипломатические отношения прерваны.

Ухудшение российско-британских отношений сопровождалось улучшением отношении России с Наполеоновской Францией Существовали, в частности, секретные планы совместной русско-французской экспедиции в индийские владения Великобритании - индийскому походу 1801 года. Эти планы не были приведены в жизнь из-за убийства императора России - Павла I.

По свидетельству российских и британских источников в подготовке дворцового переворота в России активное участие принимал английский посол Уитворт, любовница которого Ольга Жеребцова (Зубова) была родной сестрой братьев Зубовых, принявших непосредственное участие в убийстве Павла I.

24 марта 1801 - на следующий день после дворцового переворота и убийства Павла I, новый император Александр I отменяет меры, предпринятые против Англии, и имущественные иски против имущества англичан в России. Дипломатические отношения вновь восстановлены.

Обе страны воевали против друг друга с 1807 по 1812 год во время Русско-английской войны, после которой Россия и Великобритания заключили союз против Наполеона в Наполеоновских войнах.

Страны воевали на одной стороне во время Греческой войны за независимость (1821-1829).

Обе страны приняли Лондонскую конвенцию в 1827 году, также подписанную Францией, которая просила Отоманскую Империю и Грецию прекратить боевые действия против друг друга и признавала независимость Греции.

Британия и Россия воевали против друг друга во время Крымской войны 1853-1856 годов.

Россия и Британия были соперниками в конце XIX века во время Большой Игры в Центральной Азии.

В России XIX века была широко распространена англофобия.

Страны воевали на одной стороне во время Ихэтуаньского восстания в 1899-1901 годах.

Англо-русское соглашение 1907 года организовало военно-политический блок Антанта, в результате обе державы были союзниками в Первой мировой войне против Центральных держав. После Октябрьской революции Великобритания принимала непосредственное участие в интервенции союзников в России.

Великобритания официально признала СССР как государство 1 февраля 1924 года. До начала Второй мировой войны отношения были шаткими, усугублённые так называемым «письмом Зиновьева», которое позже оказалось фальшивкой.

В 1938 году несколько западных государств, включая Великобританию, подписали Мюнхенское соглашение с Германией. СССР не согласился с этим пактом и не признал присоединения Чехословакии к Германии.

В ответ на то, что мнение Советского Союза даже не было принято во внимание и после неудачных англо-франко-советских переговоров, СССР подписал Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом, в результате которого стало известно о планах Великобритании оказать помощь Финляндии во время Советско-финской войны 1939-1940 годов.

В 1941 году, проводя операцию Барбаросса, Германия атаковала СССР. СССР вступила в антигитлеровскую коалицию, частью которой являлась Великобритания, с целью борьбы против стран нацистского блока. Совместное англо-советское вторжение в Иран предотвратило захват нефтяных резервов Ирана гитлеровскими войсками. Арктические конвои совершали военные перевозки между СССР и Великобританией во время войны.

Отношения ухудшились во время холодной войны, шпионаж был широко распространен между двумя государствами. Совместный англо-американский проект «Венона» (англ. Venona project), был основан в 1942 году для криптоанализа сообщений советской разведки.

В 1963 году, в Англии, Ким Филби был раскрыт как член шпионской ячейки кэмбриджская пятерка.

В 1971 году английское правительство Эдварда Хита (Edward Heath) единовременно выслало из Великобритании 105 советских дипломатов, обвинив их в шпионаже.

КГБ подозревается в убийстве Георгия Маркова в 1978 году в Лондоне. Офицер ГРУ Владимир Резун (Виктор Суворов) бежал в Великобританию в 1978 году. Полковник КГБ Олег Гордиевский бежал в Лондон в 1985 году.

Маргарет Тэтчер в унисоне с Рональдом Рейганом практиковала жесткую антикоммунистическую политику в 1980-х годах, что было противоположностью политики разрядки международной напряжённости 1970-х годов. Отношения потеплели после прихода к власти Михаила Горбачёва в 1985 году.

[править]

Отношения Российской Федерации и Великобритании

После распада СССР, отношения между Великобританией и Российской Федерацией улучшились, однако в 2000-х годах снова ухудшились из-за разногласий по экстрадициям. В скоре после вступления Г.Брауна в должность премьер-министра Великобритании произошло резкое ухудшение российско-британских дипломатических отношений - британские власти выслали четырех российских дипломатов и ввели визовые ограничения для российских чиновников, Россия ответила аналогичными мерами. В конце 2007г. российские власти издали постановление о закрытии отделений Британского совета в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге в связи с нарушением российского и международного законодательства. Великобритания не согласилась с обвинениями, однако была вынуждена закрыть филиалы после оказанного на нее давления.

Правда, первые шаги к такому обострению отношений были сделаны еще при предшественнике Г.Брауна - Тони Блэре. В мае 2007г. Великобритания потребовала экстрадиции российского бизнесмена Андрея Лугового, подозреваемого в убийстве бывшего работника ФСБ Александра Литвиненко, а Россия в экстрадиции отказала. Это разногласие развилось до депортации четырех российских дипломатов Великобританией, вскоре последующее депортацией четырех английских дипломатов Россией.

В 2003 году Россия запросила экстрадицию Бориса Березовского и нескольких чеченских террористов. Великобритания отказалась. Представляется, что Великобритания по-прежнему рассматривает Россию в качестве нестабильной и малопредсказуемой державы.

C 2007 года Россия вновь начала дальние патрули бомбардировщиками Ту-95. Эти патрули неоднократно проходили в близости от воздушного пространства Великобритании, где их сопровождали британские истребители.

В рапорте главы МИ-5 Джонатана Эванса за 2007 год было сказано, что:

«После окончания холодной войны, мы не видели уменьшения в количестве офицеров российских разведывательных служб находящихся в Великобритании неофициально - в российском посольстве и сопутствующих организациях - проводящих подпольную деятельность в этой стране.»

Однако существуют и положительные аспекты развития российско-британских отношений. С 2001 г. борьба с терроризмом стала значительным направлением двустороннего сотрудничества России и Великобритании: в декабре 2001 г. была учреждена российско-британская Совместная рабочая группа по международному терроризму в целях углубления взаимодействия на практических направлениях. 5 октября 2005 г. в Лондоне Президент России В.Путин и Премьер-министр Соединенного Королевства Т.Блэр посетили “КОБР”, правительственный Центр кризисного управления, обсудив вопросы двустороннего и международного антитеррористического сотрудничества. Между Россией и Великобританией активно развивается сотрудничество в энергетической сфере. В сентябре 2003 г. в Лондоне на Энергетическом форуме были подписаны Коммюнике о сотрудничестве в области энергетики, Меморандум между двумя странами о строительстве Североевропейского газопровода, по которому российский газ по дну Балтийского моря будет поступать в Германию, Нидерланды, Великобританию и другие страны.

В 2004 году международная организация Gallup International(США) провела опрос об отношении населения различных стран Западной Европы к России. Наиболее благосклонный отношение вызывают Греция, Исландия и Вел

Дипломатические отношения СССР и Великобритании установлены 2 февраля 1924 года (прерваны 26 мая 1927 года, восстановлены 3 октября 1929 года). 24 декабря 1991 года Великобритания официально признала Россию как государство — продолжателя СССР.

Отношения России и Великобритании в их исторической ретроспективе никогда не были простыми. В последние годы в политической части они характеризуются противоречивостью и неоднозначностью.

Пик охлаждения в российско-британских отношениях , когда четверо британских дипломатов были высланы из РФ после высылки из Лондона четырех российских дипработников. По заявлению тогдашнего главы МИД Великобритании Дэвида Милибэнда, высылка россиян стала ответом на отказ Москвы выдать российского бизнесмена Андрея Лугового, обвиняемого британцами в причастности к убийству Александра Литвиненко на территории Великобритании.

После прихода к власти в мае 2010 года коалиционного правительства под руководством Дэвида Кэмерона в отношениях двух стран наметились позитивные подвижки.

26 июня 2010 года состоялась встреча президента России Дмитрия Медведева и премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона "на полях" саммита "Группы восьми" в Хантсвилле (Канада). Медведев и Кэмерон двустороннего сотрудничества, проблематику саммитов "восьмерки" и "двадцатки", а также глобальные темы, связанные с безопасностью, прежде всего, Ближний Восток и Иран. Следующая Медведева и Кэмерона состоялась "на полях" G20 в Сеуле (Южная Корея), лидеры двух стран договорились расширять контакты на высшем уровне.

11-12 сентября 2011 года премьер-министр Дэвид Кэмерон посетил Москву с официальным визитом.

В ходе визита была о партнерстве на основании знаний для модернизации, меморандум о сотрудничестве по вопросам создания финансового центра в Москве и другие документы, касающиеся делового сотрудничества.

19 июня 2012 года на полях саммита "Группы двадцати" в Лос-Кабо (Мексика) состоялась встреча президента России Владимира Путина с премьер-министром Великобритании Дэвидом Кэмероном. Лидеры двух стран обсудили вопросы двусторонних, в том числе экономических, отношений.

2 августа 2012 года Владимир Путин посетил Великобританию с кратким рабочим визитом. Президент России и премьер-министр Великобритании обсудили перспективы торгово-экономического и энергетического сотрудничества между двумя странами, а также вопросы международной повестки дня, в частности, ситуацию в Сирии. Лидеры двух стран посетили соревнования лондонской Олимпиады.

10 мая 2013 года состоялся рабочий визит премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона в Сочи. На встрече с президентом России Владимиром Путиным обсуждались различные вопросы двусторонней и международной повестки дня, в частности ситуация в Сирии.

16 июня 2013 года в преддверии саммита "Группы восьми" в Лох-Эрне в резиденции премьер-министра Великобритании состоялись двусторонние переговоры Владимира Путина и Дэвида Кэмерона.

6 сентября 2013 года "на полях" саммита "Группы двадцати" в Санкт-Петербурге состоялась краткая беседа Путина с Кэмероном. Темой беседы стала ситуация вокруг Сирии.

Лидеры России и Великобритании провели также двустороннюю встречу 5 июня 2014 года в Париже. 15 ноября 2014 года Владимир Путин встретился с Дэвидом Кэмероном "на полях" саммита "Группы двадцати" в Брисбене (Австралия).

Осуществлялось взаимодействие на уровне министров иностранных дел, по парламентской линии.

Наметившееся в последние годы позитивное развитие политических отношений между Россией и Великобританией оказалось в значительной степени подорванным в связи с позицией Лондона в отношении ситуации на Украине и вокруг Крыма, а также по Сирии.

На данный момент российско-британский политический диалог практически полностью свернут.

Лондон в одностороннем порядке заморозил все двусторонние форматы межправительственного сотрудничества, доказавшие свою востребованность: Стратегический диалог в формате "2+2" (министры иностранных дел и обороны), Энергетический диалог высокого уровня, работу Межправительственной комиссии по торговле и инвестициям и Комитета по науке и технологиям. Фактически прекращены регулярные консультации по линии внешнеполитических ведомств.

В связи с включением Крыма и города Севастополя в состав России британская сторона заявила о приостановке реализации всего комплекса вопросов двустороннего военного сотрудничества, включая работу по заключению соглашения по ВТС. Отменены военные визиты высокого уровня.

Кроме того, Великобританией приостановлено действие всех лицензий (и рассмотрение всех заявок на лицензии) на экспорт в Россию продукции военного и двойного назначения, предназначенной для российской армии или других структур, "которые могут быть задействованы против Украины".

Великобритания активно продвигала введенный Евросоюзом антироссийский санкционный режим.

Общее ухудшение политического климата негативно отражается на торгово-экономических связях двух стран. По данным федеральной таможенной службы РФ, внешнеторговый оборот России и Великобритании по итогам 2015 года составил 11 197,0 миллионов долларов (в 2014 году — 19 283,8 миллиона долларов), в том числе российский экспорт 7 474,9 миллиона долларов (в 2014 году — 11 474,2 миллиона долларов) и импорт — 3 722,1 миллиона долларов (в 2014 году — 7 809,6 миллиона долларов).

В первом полугодии 2016 года товарооборот между двумя странами составил 4 798,0 миллиона долларов (за соответствующий период 2015 года — 6 138,6 миллиона долларов).

В структуре экспорта в Великобританию большая часть приходится на минеральное топливо, нефть и продукты их перегонки. Также российский экспорт представлен товарами химической промышленности; драгоценными камнями, металлами и изделиями из них; машинами, оборудованием и аппаратами; металлами и изделиями из них; древесиной, изделиями из нее и целлюлозно-бумажной продукцией; продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем (данная товарная группа представлена, главным образом, рыбой, злаками, жирами, маслами и напитками).

Лидирующие позиции в российском импорте из Великобритании занимают машины, оборудование и аппараты, также в структуре импорта продукция химической промышленности, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, металлы и изделий из них.

Развиваются контакты в области образования, науки и культуры. В 2014 году по инициативе России прошел перекрестный Год культуры. Его сводная программа включала около 300 мероприятий. Развитию российско-британских культурных связей послужат также мероприятия, намеченные в рамках перекрестного Года языка и литературы в 2016 году. С большим успехом в Национальной портретной галерее "Россия и искусство. Эпоха Толстого и Чайковского", на которой британской публике были продемонстрированы шедевры из собрания Третьяковской галереи, многие из которых ранее никогда не покидали территорию России.

Обсуждаются планы по проведению в 2017 году "перекрестного" Года науки и образования. В этой связи значительный импульс развитию российско-британских контактов в научной сфере придало участие британского астронавта Тимоти Пика в работе очередной экспедиции на Международной космической станции (с 15 декабря 2015 года по 18 июня 2016 года).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Российско-британские отношения

Российско-британские отношения являются отношениями между Великобританией и Россией, включая Российскую империю, Советский Союз и Российскую Федерацию.

История Российско-британских отношений насчитывает уже несколько столетий: в 1553 году были установлены дипломатические отношения между Россией и Великобританией, когда представитель короля Эдуарда VI -- Ричард Ченслор (Ченслер), пытаясь отыскать «северо-восточный проход» в Китай и Азию, остановился в стольном граде Московии и в 1553 году был представлен царю Ивану IV, испытавшему позднее такое глубокое доверие к Англии, что, по свидетельству современников, не исключал возможности временного переселения на берега туманного Альбиона в случае возникновения непреоборимой смуты в подвластном ему государстве.

После возвращения Ричарда Ченслора в Англию, он был послан обратно в Россию в 1555 году. В тот же год была основана Московская компания. Для гостей МК построили палаты в Китай-городе, рядом с Кремлем, на территории палат действовали только английские законы.

Московская компания имела монополию на торговлю между Россией и Англией до 1698 года.

В 1697--1698 годах, царь Пётр I с Великим посольством находился в Англии три месяца.

Отношения Российской империи и Великобритании

Государства воевали против друг друга в Семилетней войне.

Государства воевали на одной стороне в 1740--1748 годах во время Войны за австрийское наследство.

Россия и Великобритания воевали на одной стороне во время революционных войн 1790-х годов. Неудачное совместное вторжение в Нидерланды в 1799 году положило начало к перемене отношений.

5 сентября 1800 Британия оккупировала Мальту, в то время как император России Павел I являлся Великим магистром Мальтийского ордена, то есть главой государства Мальты. В качестве ответных действий 22 ноября 1800 Павел I издал указ о наложении секвестра на все английские суда во всех российских портах (их насчитывалось до 300), а также о приостановлении платежа всем английским купцам впредь до расчета их по долговым обязательствам в России, с запретом продажи английских товаров в империи. Дипломатические отношения прерваны.

Ухудшение российско-британских отношений сопровождалось улучшением отношении России с Наполеоновской Францией Существовали, в частности, секретные планы совместной русско-французской экспедиции в индийские владения Великобритании -- индийскому походу 1801 года. Эти планы не были приведены в жизнь из-за убийства императора России -- Павла I.

По свидетельству российских и британских источников в подготовке дворцового переворота в России активное участие принимал английский посол Уитворт, любовница которого Ольга Жеребцова (Зубова) была родной сестрой братьев Зубовых, принявших непосредственное участие в убийстве Павла I.

24 марта 1801 -- на следующий день после дворцового переворота и убийства Павла I, новый император Александр I отменяет меры, предпринятые против Англии, и имущественные иски против имущества англичан в России. Дипломатические отношения вновь восстановлены.

Обе страны воевали против друг друга с 1807 по 1812 год во время Русско-английской войны, после которой Россия и Великобритания заключили союз против Наполеона в Наполеоновских войнах.

Страны воевали на одной стороне во время Греческой войны за независимость (1821--1829).

Обе страны приняли Лондонскую конвенцию в 1827 году, также подписанную Францией, которая просила Османскую Империю и Грецию прекратить боевые действия против друг друга и признавала независимость Греции.

Британия и Россия воевали против друг друга во время Крымской войны 1853--1856 годов.

Россия и Британия были соперниками в конце XIX века во время Большой Игры в Центральной Азии.

В России XIX века была широко распространена англофобия.

Страны воевали на одной стороне во время Ихэтуаньского восстания в 1899--1901 годах.

Англо-русское соглашение 1907 года организовало военно-политический блок Антанта, в результате обе державы были союзниками в Первой мировой войне против Центральных держав.

См. также: Гулльский инцидент

Отношения СССР и Великобритании

После Октябрьской революции Великобритания принимала непосредственное участие в интервенции союзников в России.

Великобритания официально признала СССР как государство 1 февраля 1924 года. До начала Второй мировой войны отношения были шаткими, усугублённые так называемым «письмом Зиновьева», которое позже оказалось фальшивкой.

В 1927 году разрыв дипломатических отношений, население СССР ожидало скорого начала войны.

В 1938 году несколько западных государств, включая Великобританию, подписали Мюнхенское соглашение с Германией. СССР не согласился с этим пактом и не признал присоединения Чехословакии к Германии.

В ответ на то, что мнение Советского Союза даже не было принято во внимание и после неудачных англо-франко-советских переговоров, СССР подписал Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом, в результате которого стало известно о планах Великобритании оказать помощь Финляндии во время Советско-финской войны 1939--1940 годов.

В 1941 году, проводя операцию Барбаросса, Германия атаковала СССР. СССР вступил в антигитлеровскую коалицию, частью которой являлась Великобритания, с целью борьбы против стран нацистского блока. Совместное англо-советское вторжение в Иран предотвратило захват нефтяных резервов Ирана гитлеровскими войсками. Арктические конвои совершали военные перевозки между СССР и Великобританией во время войны.

Коммунизм при Сталине завоевал аплодисменты и восхищение всех западных наций. Коммунизм при Сталине дал нам примеры патриотизма равные лучшим в анналах истории. Коммунизм при Сталине вырастил лучших генералов в мире. Гонения на христианство? Это не так. Не существует никаких религиозных преследований. Двери Церкви открыты. Расовые преследования меньшинств? Совершенно нет. Евреи живут, как все. Политические репрессии? Конечно. Но теперь ясно, что те, кто были расстреляны, предали бы Россию её немецким врагам. -- Лорд Бивербрук, 1942 год

Отношения ухудшились во время холодной войны, шпионаж был широко распространен между двумя государствами. Совместный англо-американский проект «Венона» (англ. Venona project), был основан в 1942 году для криптоанализа сообщений советской разведки.

В 1963 году, в Англии, Ким Филби был раскрыт как член шпионской ячейки кэмбриджская пятерка.

В 1971 году английское правительство Эдварда Хита единовременно выслало из Великобритании 105 советских дипломатов, обвинив их в шпионаже.

КГБ причастно к убийству Георгия Маркова в 1978 году в Лондоне. Офицер ГРУ Владимир Резун (Виктор Суворов) бежал в Великобританию в 1978 году. Полковник КГБ Олег Гордиевский бежал в Лондон в 1985 году.

В сентябре 1985 года с подачи Гордиевского правительство Маргарет Тэтчер выслало из страны 31 работавшего под дипломатическим прикрытием агента КГБ и ГРУ, в ответ СССР выслал 25 британских дипломатов -- крупнейшая с 1971 года взаимная высылка из Великобритании и СССР.

Маргарет Тэтчер в унисоне с Рональдом Рейганом практиковала жесткую антикоммунистическую политику в 1980-х годах, что было противоположностью политики разрядки международной напряжённости 1970-х годов. Отношения потеплели после прихода к власти Михаила Горбачёва в 1985 году.

Отношения Российской Федерации и Великобритании

После распада СССР, отношения между Великобританией и Российской Федерацией улучшились, однако в 2000-х годах снова ухудшились из-за разногласий по экстрадициям. Вскоре после вступления Г.Брауна в должность премьер-министра Великобритании произошло резкое ухудшение российско-британских дипломатических отношений -- британские власти выслали четырёх российских дипломатов и ввели визовые ограничения для российских чиновников, Россия ответила аналогичными мерами. В конце 2007 г. российские власти издали постановление о закрытии отделений Британского совета в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге в связи с нарушением российского и международного законодательства. Великобритания не согласилась с обвинениями, однако была вынуждена закрыть филиалы после оказанного на неё давления.

Правда, первые шаги к такому обострению отношений были сделаны ещё при предшественнике Г.Брауна -- Тони Блэре. В мае 2007 г. Великобритания потребовала экстрадиции российского бизнесмена Андрея Лугового, подозреваемого в убийстве бывшего работника ФСБ Александра Литвиненко, а Россия в экстрадиции отказала. Это разногласие развилось до депортации четырёх российских дипломатов Великобританией, вскоре последующее депортацией четырёх английских дипломатов Россией.

В 2003 году Россия запросила экстрадицию Бориса Березовского и нескольких чеченских террористов. Великобритания отказалась. Получается, что Великобритания по-прежнему рассматривает Россию в качестве нестабильной и малопредсказуемой державы.

C 2007 года Россия вновь начала дальние патрули бомбардировщиками Ту-95. Эти патрули неоднократно проходили в близости от воздушного пространства Великобритании, где их сопровождали британские истребители.

В рапорте главы МИ-5 Джонатана Эванса за 2007 год было сказано, что: великобритания сотрудничество дипломатический

«После окончания холодной войны, мы не видели уменьшения в количестве офицеров российских разведывательных служб находящихся в Великобритании неофициально -- в российском посольстве и сопутствующих организациях -- проводящих подпольную деятельность в этой стране»

Однако существуют и положительные аспекты развития российско-британских отношений. С 2001 г. борьба с терроризмом стала значительным направлением двустороннего сотрудничества России и Великобритании: в декабре 2001 г. была учреждена российско-британская Совместная рабочая группа по международному терроризму в целях углубления взаимодействия на практических направлениях. 5 октября 2005 г. в Лондоне Президент России В.Путин и Премьер-министр Соединенного Королевства Т.Блэр посетили «КОБР», правительственный Центр кризисного управления, обсудив вопросы двустороннего и международного антитеррористического сотрудничества. Между Россией и Великобританией активно развивается сотрудничество в энергетической сфере. В сентябре 2003 г. в Лондоне на Энергетическом форуме были подписаны Коммюнике о сотрудничестве в области энергетики, Меморандум между двумя странами о строительстве Североевропейского газопровода, по которому российский газ по дну Балтийского моря будет поступать в Германию, Нидерланды, Великобританию и другие страны.

Посвящённые РФ разделы ежегодных докладов МИДДС Великобритании о правах человека в 2009--2012 гг. неоднократно вызывали критику МИД РФ.

В 2004 году международная организация Gallup International (США) провела опрос об отношении населения различных стран Западной Европы к России. Наиболее благосклонно относятся Греция, Исландия и Великобритания.

Мнение Родрика Брейтвейта о взаимоотношениях Британии и России: «Российско-британские отношения никогда не были очень близкими. Особенно если сравнивать отношения между нами и, к примеру, Францией и нами и Россией. У России тоже исторически складывались более тесные отношения с другими европейскими странами, но не с Великобританией»

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Обобщенная картина развития российско-французских дипломатических отношений в период с 1801 года до начала войны 1812 года. Роль личности в истории (на примере Наполеона и Александра I). Историография дипломатических отношений между Россией и Францией.

    курсовая работа , добавлен 25.12.2014

    Дипломатические отношения Соединённых Штатов и царской России. Революционные события и трансформация российско-американских отношений. Политика военного кредитования на начальных этапах войны. Российские политические контакты до Февральской революции.

    дипломная работа , добавлен 03.09.2014

    Становление отношений между СССР и Китаем. Противоречия во взглядах на пути строительства социализма. Российско-китайские отношения после распада СССР. Военно-политическое сотрудничество. Культурное, научно-техническое сотрудничество России и Китая.

    курсовая работа , добавлен 28.10.2008

    Борьба СССР за предотвращение войны. Проведение переговоров и развитие отношений с США, Англией, Францией и Германией в 1933-1939 гг. Зоны влияния в Восточной Европе. Оборонительные границы СССР. Политика СССР в отношениях с восточными странами.

    презентация , добавлен 11.02.2012

    История российско-испанских дипломатических отношений. Изучение комплекса взаимоотношений Испании и России в 1900-1918 годах. Особенности периода, предшествовавшего первой мировой войне и в период войны. Русско-испанские культурные связи в начале XX века.

    курсовая работа , добавлен 25.06.2010

    Процесс установления и развития официальных дипломатических отношений между Канадой и Советским Союзом в годы Второй мировой войны. Преобразование представительских миссий стран в посольства. Проблемы военно-политического сотрудничества между странами.

    реферат , добавлен 18.03.2012

    Определение роли Советского Союза в китайском освободительном движении. Установление дипломатических и консульских отношений между Россией и Китайской народной республикой. Ознакомление с торгово-экономическим сотрудничеством СССР с провинциями Китая.

    курсовая работа , добавлен 17.10.2010

    Российско-турецкие дипломатические отношения. Открытие посольства Российской империи. Военные конфликты между Российской и Османской империями в XVII-XIX веках. Развитие отношений в XXI веке. Соглашение о строительстве газопровода "Южный поток".

    реферат , добавлен 21.12.2009

    История развития российско-японских отношений в ХХ и начале XXI века. Территориальная близость России и Японии и невозможность использовать ее для решения политических, экономических и территориальных проблем. Перспективы партнерства двух государств.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2010

    Первые проникновения русских на Корейский полуостров, особенности развития отношений. Ослабление российско-корейских отношений (1898-1903), причины потери позиций Россией. Противодействие Японии и европейских держав. Русско-Японская война, аннексия Кореи.

Несмотря на значительную интенсификацию российско-британских связей после прекращения холодной войны во взаимоотношениях данных государств остается изрядная доля напряженности. В последнее десятилетие между Москвой и Лондоном неоднократно возникали проблемы и кризисы политического и дипломатического характера, многие из которых остаются не разрешенными.

Постепенно и Великобритания, и Россия начали делать шаги в направлении улучшения отношений. В период между 2009 и 2011 гг. главы данных государств, а также министры иностранных дел, провели ряд встреч и визитов, которые помогли постепенно возобновить диалог на высшем уровне. В сентябре 2011 г. Д. Кэмерон посетил Москву. В ходе его визита велось активное обсуждение вопросов развития российско-британских отношений. Данное событие стало неким переломным моментом, который может стать началом значительного расширения сотрудничества и взаимодействия двух государств.

Д. Кэмерон в ходе своего визита преследовал в первую очередь экономические цели, что соответствует текущей экономической направленности внешней политики Великобритании: не случайно в состав его делегации входили представители британского бизнеса, а в ходе визита были подписаны важные контракты на общую сумму 215 млн ф. ст. При этом необходимо отметить, что, несмотря на вышеупомянутые проблемы политического характера последних лет, развитие российско-британских взаимоотношений в экономическом плане, в сфере торговли и инвестиций шло опережающими темпами. К 2011 г. Великобритания стала одним из крупнейших инвесторов в экономику России (общий объем британских инвестиций составил порядка 30 млрд ф. ст.), в то время как около четверти всех первоначальных публичных предложений акций на Лондонской фондовой бирже стали размещаться российскими компаниями. Торговый оборот между двумя странами достиг почти 16 млрд долл. в 2010 году.

Британский премьер-министр Д. Кэмерон выделяет три основных направления, в которых Россия и Великобритания должны вместе работать: во-первых, принимать меры по формированию наилучших условий для торговли и инвестиций; во-вторых, развивать партнерство в ключевых секторах экономического роста, таких как инновации и наука; в-третьих, сотрудничать на международном уровне для создания и поддержания стабильности и безопасности в мире, так как это является фактором будущего благополучия и богатства и Великобритании, и России. В свою очередь Великобритания в экономическом плане рассматривается Россией как партнер, способный помочь в решении проблемы, стоящей на внутренней повестке дня - проведение успешной модернизации. Не случайно в ходе визита Д. Кэмерона стороны подписали «Декларацию о партнерстве на основе знаний для модернизации», провозгласив «сотрудничество в области инновационного развития, создание прорывных технологий» важнейшей задачей российско-британских отношений.

Экономическая составляющая во многом позволила отодвинуть на второй план политические и дипломатические проблемы. Однако об их окончательном разрешении пока речь не идет. Так, например, несмотря на многочисленные встречи между главами Великобритании и России, а также их министрами иностранных дел, продвижения по вопросу об экстрадициях не наблюдается, каждая из сторон продолжает настаивать на своей позиции. Это свидетельствует о неспособности обеих сторон (или неготовности правящих элит) на данном этапе к успешной совместной работе в направлении разрешения подобных конфликтных вопросов.

Необходимо затронуть один важнейший аспект российско-британских отношений - сотрудничество в международной сфере. Британское правительство ставит перед собой цель проводить активную внешнюю политику во всем мире далеко за пределами Европы, тем самым расширяя и поддерживая свое глобальное влияние. В этой связи Россия, сохраняющая важную роль в решении крупнейших международных проблем, является для Великобритании одним из ключевых партнеров, с которым необходимо взаимодействовать, для чего, в свою очередь, улучшение политического и дипломатического диалога является первоочередной задачей.

По многим международным вопросам Соединенное Королевство и Российская Федерация имеют очень близкие взгляды. Обе страны обеспокоены решением проблемы исламского экстремизма, борьбой с терроризмом, противодействием распространению ядерного оружия, борьбой с наркоторговлей, проблемой изменения климата. Обе страны заинтересованы в поддержании стабильности на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

Однако наблюдается и разное толкование международных проблем. Так, например, по Сирии и по Ливии обе страны высказывались за поддержание стабильности в данных странах, за прекращение и недопущения насилия на их территориях. В то же время понимание стабильности Лондоном и Москвой несколько отличается. Если Лондон открыто выступает против сложившихся там режимов, поддерживая оппозиционные силы, а также военное вмешательство и/или жесткие экономические санкции, то Москва пытается выступить с позиции создания условий для мирного урегулирования конфликта без применения внешней силы и/или введения санкций.

Разногласия присутствуют и в вопросе ядерной программы Ирана. Великобритания является одной из тех стран, которые открыто говорят о наличии у Ирана цели наряду с мирным использованием атома, также создания ядерного оружия. Соответственно Великобритания поддерживает проведение активных действий, направленных против Ирана, в том числе введение жестких санкций. В свою очередь Россия говорит о недостаточном уровне доказательств того, что Иран использует ядерную программу в целях подготовки создания ядерного оружия, соответственно не поддерживает введение каких-либо санкций на данном этапе.

Скорее всего британо-российские отношения пошли бы на улучшение, но украинский кризис с присоединением Крыма привел к возобновлению политической конфронтации между Россией и Западом, а значит и Великобританией. При этом выгоды двустороннего экономического сотрудничества не способствовали нормализации отношений. Даже возможность начала Третьей мировой войны с угрозой применения ядерного оружия не способствовала взаимопониманию между Россией и Британией и поиску путей сотрудничества. Хотя Великобритания совместно с другими странами ЕС изначально выступала за урегулирование украинской проблемы дипломатическими средствами, она не исключала и американской линии, то есть военного решения.

Кажется, что Лондон находится в тени международных отношений, однако он внимательно наблюдает за происходящим, не оставаясь в стороне от проблем. Не смотря на это, члены комитета палаты лордов британского парламента по делам ЕС в своем докладе заявили, что Великобритания и Евросоюз повели себя в ситуации кризиса на Украине как лунатики. Об этом пишут британские СМИ. Заявление было обнародовано после того как президент Европейского совета Дональд Туск призвал британского премьер-министра Дэвида Кэмерона обсудить, как должен реагировать ЕС на продолжающееся насилие на востоке Украины. В документе британские лорды высказывают упрек в адрес премьер-министра Дэвида Кэмерона и внешнеполитического ведомства страны, обвиняя их в том, что Великобритания в условиях украинского кризиса не проявила «достаточной активности и не прилагала видимых усилий», чтобы урегулировать его. При этом, отмечается в документе, канцлер ФРГ Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд выступили авторами мирной инициативы.

Новым явлением является, прежде всего, то, что британская пресса поддерживает критику и активно анализирует политику страны. «На переговоры по украинскому конфликту в Москву поехали канцлер Германии Меркель и президент Франции Олланд, но не Дэвид Кэмерон. Великобритания играет совсем незначительную роль не только в Европе, но и на Ближнем Востоке», пишет газета «The Times» и уже видит сильное снижение британской внешней политики. Кроме того, комментатор «Financial Times» наблюдает отход Великобритании на задворки международной политики.

И тут у Лондона находится ещё одна причина для сдержанности: среди избирателей сильно упала поддержка активного участия во внешнеполитических делах, и тем более по части военных кампаний. То, что Британия была в течение многих десятилетий тяжеловесом в мировой политике, сегодня мало волнует её граждан. К этому относятся серьёзные изменения, которые уже предприняло правительство Кэмерона в отношении военных расходов и которые должны будут продолжиться после выборов. Одновременное участие сразу в нескольких военных конфликтах, как ещё в Афганистане и Ираке, было бы невозможно сегодня для британской армии. Кроме того, существует ещё более широкая неопределённость: на протяжении десятилетий, британцы называли себя ключевым союзником США в Европе. После того как президент Обама ясно дал понять, что он особенно заинтересован в Великобритании в рамках Европейского союза, эта особая роль вызвала сомнение. Правительство Кэмерона еще больше отдалилось от ЕС и, в то же время, погрузилось в кризис внешней политики, как отметил Майкл Эмерсон из Центра европейской политики в Брюсселе, - «это уже было видно в начале конфликта на Украине». Британское влияние там иссякло, проанализировал он. Такое развитие в конечном итоге может коснуться и «драгоценного камня в короне британской внешней политики» - постоянного места в Совете Безопасности ООН.

В начале марта 2015 г. премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон пригрозил вывести санкции против России на «новый уровень». «Если Россия нарушает правила XXI века и занимается дестабилизацией суверенной страны, то весь остальной мир должен быть готов сказать России: «Вы не можете нарушать одну часть международных правил, при этом имея доступ к международным рынкам, международных финансам и международным системам», - сообщил он, передавал The Wall Street Journal. Любые попытки ополченцев расширить свою территорию приведут к дальнейшим санкциям ЕС и США против России, заявлял Кэмерон. Угрозой в Великобритании посчитали и модернизацию ядерных сил России. «Озабоченность существует по трем причинам. Во-первых, в феврале они [российские власти] снизили порог для применения ядерного оружия. Во-вторых, они, кажется, интегрируют ядерное оружие в обычные вооруженные силы в довольно угрожающей форме. Они продолжают вкладывать в модернизацию своих ядерных сил во время финансового давления».

В мае 2015 г. Москва передала в посольства стран ЕС список официальных лиц, которым запрещен въезд на территорию России в ответ на аналогичные рестрикции, принятые Евросоюзом в прошлом году из-за конфликта вокруг Украины. В черном списке числится 89 фигурантов, среди которых члены Европарламента, высокопоставленные военные и сотрудники силовых и разведывательных структур, общественные деятели. В Министерстве иностранных дел Великобритании заявили, что Россия не добьётся отмены западных санкций, если будет вводить «чёрные списки» граждан ЕС. В Форис-офисе подчёркивают, что ограничительные меры будут сняты только в том случае, если Россия выведет свои войска с украинской территории. Что касается самого списка, то в британском МИДе уверены, что для его формирования должны быть юридические основания, однако российское правительство их не предоставило. Внешнеполитическое ведомство предупреждает, что только соблюдение минских договорённостей может стать гарантией отмены санкций.

«Перезагрузка» в отношениях России и Великобритании не произошла до обострения украинского кризиса, тем более не стоит ожидать ее в обозримом будущем. В аналитической записке бывшего британского посла в РФ Эндрю Вуда подчеркивается, что «стратегическое партнерство с Москвой недостижимо» и в настоящее время «нежелательно»; Россия - большая и важная страна «с неопределенным будущим, она не способна и не имеет права претендовать на архаичную великодержавность». В этом утверждении Э. Вуд выражает мнение большей части британского политического класса. Россия в последние годы была в большей степени, чем Великобритания, готова к компромиссам и равноправному сотрудничеству. Одна из причин этого, вероятно, в том, что Москва принимает те или иные внешнеполитические решения, исходя из собственного понимания национальных интересов и международной ситуации. В случае Британии сильный привходящий фактор, а именно ее «особые отношения» с США, до сих пор играет неоднозначную роль. Вашингтон время от времени заставляет британских политиков принимать решения, не оптимальные с точки зрения отношений с другими странами или с точки зрения урегулирования региональных и глобальных проблем. В очередной раз это убедительно продемонстрировали подходы Лондона к украинскому кризису. Несмотря на украинский кризис и текущие события, в среднесрочной перспективе важным представляется сохранение, развитие и создание новых площадок для постоянного диалога не только на дипломатическом и политическом уровне, но и на экспертно-общественном. Более эффективно решать вопросы в сфере двусторонних политических и международных отношений - там, где взаимопонимание и доверительность особенно востребованы, необходимы регулярные механизмы экспертного обмена мнениями.

На протяжении многих десятилетий Англия всегда проводила последовательную внешнюю политику, направленную на ослабление стран Европы, противопоставляя одни страны другим. Что касается России, то Англия препятствовала развитию России и боролась против нее с тем, чтобы не допустить возрастания ее влияния в Европе и мире.

Основные противоречия между двумя странами касались Балкан, Черноморских проливов и Средней Азии.

Антирусская деятельность английских руководителей уходит корнями в глубокое средневековье и продолжалась в последние два века. Достаточно привести годы борьбы с Наполеоном, Крымскую войну, русско-японскую войну.

Немало примеров тому и в XX в. Англия одна из главных провокаторов русско-японской войны 1904-1905 гг. Она приняла активное участие в интервенции после Октябрьской революции, устраивала многочисленные заговоры против советской России, в 1930-е годы всячески подталкивала Германию на войну с Россией. Однако Англия всякий раз меняла свое отношение к России в тех случаях, когда ей это было чрезвычайно важно. Так, после долгих раздумий и колебаний, в известной степени под влиянием Франции, она пошла на союз с Россией накануне Первой мировой войны.

В 1941 г. после нападения гитлеровской Германии на СССР Англия пошла на союз с нашей страной, так как понимала, что в случае победы Германии Англия будет неминуемо разбита.

Наоборот, после общей победы не кто иной, как Черчилль призывал к атомному нападению на СССР. И только тогда, когда у нашей страны появилось ядерное оружие, Англия изменила свою политику, хотя зачастую по принципиальным вопросам выступает против России. Для внешнеполитического курса Англии последних лет XX - начала XXI в. характерно стремление к более тесному сотрудничеству с США, к участию в западноевропейской интеграции. Английская дипломатия старалась устранить невыгодные для Англии условия при создании Европейского союза. Лейбористы, придя к власти, еще более усилили линию на союз с США. Лидер лейбористов Т. Блэр во время Балканского конфликта и войны против Ирака практически полностью подчинил внешнюю политику американским интересам. Он не только безоговорочно поддержал агрессию НАТО в Югославии, но в некоторых вопросах явился одним из инициаторов происходящих событий.

Более того, результаты опроса общественного мнения жителей Великобритании показали, что 71 % британских избирателей считает войну против Ирака «недопустимой авантюрой». Что касается английской политики в отношении России, то со стороны Англии в последние годы заметно растет к ней интерес. По некоторым данным, проникающим в печать, в английской экономике прокручивается 8 млрд долларов, завезенных в последнее десятилетие прошлого века из России.

В 2000 г. в Москве проходила пятая встреча английского премьера Блэра и президента России Путина. Англия заинтересована в развитии экономических связей с Россией, особенно в области энергоресурсов и сырья. Оставаясь на разных позициях в отношении Ирака, в русско-английских отношениях не возникло каких-либо проблем. В 2003 г. состоялся государственный визит главы Российского государства В. Путина в Великобританию.

Развитие контактов государственных деятелей между двумя странами привело к значительному расширению экономического сотрудничества между ними.

Активно развивается сотрудничество между нефтяными компаниями двух стран. Англия согласилась инвестировать в российскую нефтедобычу 10 млрд долларов. Торговый оборот двух стран составил в 2003 г. более 5 млрд фунтов стерлингов. Десятки британских компаний успешно работают на территории России. И все же английский бизнес в России по своим масштабам значительно отстает от многих других стран Европы.

Несмотря на положительные результаты в развитии англо-русского сотрудничества, в ряде отраслей экономики, необходимо отметить, что в политической области английское правительство подходит к России

с позиции двойных стандартов. Так, заявляя о необходимости борьбы с терроризмом, английское правительство продолжает вести переговоры и даже поддерживать чеченских террористов. Такую же позицию английские власти занимают и по некоторым другим вопросам.

По нашему мнению, Лондон придает развитию отношений с Россией важное значение. Целью Великобритании на новом «постсоветском» этапе, согласно заявлению государственного министра по иностранным делам сэра Николаса Бонсора, «явилось создание партнерских отношений с Россией».

После окончания «холодной войны», распада Советского Союза, роспуска ОВД, а также уменьшения весомости «российского фактора» в мировых делах это направление внешней политики уже не имело для Лондона такого важного значения, как раньше. Сама Великобритания после Тэтчер тоже уже не играла ключевую, формирующую роль во взаимоотношениях Восток-Запад, а действовала по отношению к Москве в соответствии с общей линией Запада. Тем не менее Лондон первым из западных держав выразил поддержку Ельцину в августе 1991 г., как бы подав пример другим западным лидерам.

Важнейшим условием для развития двусторонних отношений являются контакты на высшем уровне (в том числе благодаря прямой линии связи между Кремлем и Даунинг-стрит). Первый официальный визит в Великобританию в ноябре 1992 г. нанес Б. Н. Ельцин. Затем состоялось четыре визита, из них последний - в мае 1998 г., четыре раза приезжали в Москву британские премьер-министры. В октябре 1994 г. состоялся первый в истории наших отношений официальный визит в Россию королевы Елизаветы И. В январе 1992 г. была подписана декларация «Партнерство на 90-е годы», в которой обе стороны обязались установить отношения дружбы как партнеры в международном сообществе. 3 ноября того же года был подписан Договор о принципах отношений между Россией и Соединенным Королевством, устанавливающий на перспективу их прочную юридическую основу. В этом бессрочном договоре, состоящем из 17 статей, подчеркивается, что обе стороны будут поддерживать между собой отношения мира и дружбы, тесно сотрудничать по основным международным проблемам, проводя регулярные консультации на высшем уровне, а также по линии МИДа. В качестве постоянных членов Совета Безопасности ООН стороны несут особую ответственность за поддержание мира и безопасности, а также в области контроля над вооружениями и разоружения.

В разделе, посвященном экономическому сотрудничеству в различных областях, закреплен механизм содействия Великобритании рыночным реформам в России, определены приоритетные направления такого сотрудничества - энергетика, сельское хозяйство, банковское дело, развитие малого бизнеса, подготовка управленческих кадров, аэрокос

мическая и электронная индустрия, информационные технологии и телекоммуникации. Было также подписаны Соглашение об экономическом сотрудничестве, Меморандум о понимании в области безопасности гражданской авиации, зафиксировавший договоренность сторон о проведении тесных консультаций и помощи, Меморандум об оказании Великобританией помощи России в безопасной перевозке сокращаемого оружия в целях ускорения его демонтажа и уничтожения.

В феврале 1994 г. состоялся официальный визит премьер-министра Великобритании в Россию, в ходе которого была подтверждена линия на партнерство с Россией. Наряду с Москвой Мэйджор также посетил Нижний Новгород (первый визит западного лидера в этот ранее закрытый для иностранцев город). В ходе переговоров с президентом РФ Мэйджор подчеркнул приверженность Лондона всестороннему развитию связей с Россией и выразил готовность содействовать интеграции России в международное политическое и экономическое сообщество. Во время визита были подписаны документы: Договор о сотрудничестве в военной области (охватывает широкий круг вопросов, предусматривая, в частности, обмен мнениями по проблемам разоружения, укрепления доверия и международной безопасности, обмен информацией и реализацию национальных военных доктрин, о новых образцах вооружений, обмен опытом по различным вопросам, обучение офицерского состава, консультации между руководящим составом, взаимные приглашения на военные учения, проведение конференций, семинаров, обмен визитами военных кораблей, боевых самолетов и подразделений вооруженных сил, а также другие формы сотрудничества); Конвенция об избежании двойного налогообложения, а также совместное заявление о ненацеливании стратегических ядерных ракет. (В нем, в частности, подчеркивалось, что стороны установили партнерские отношения, принципиальным элементом которых является сотрудничество в деле укрепления европейской и глобальной безопасности, и исходя из этого руководители обеих стран отдадут необходимые распоряжения о ненацеливании стратегических ядерных ракет, находящихся под их командованием, друг на друга. Это заявление, свидетельствовавшее о том, что Россия и Великобритания не рассматривали друг друга в качестве противников, явилось важной мерой доверия и весомым вкладом обеих стран в дело укрепления стратегической стабильности.)

Согласно подписанному в ходе визита Соглашению о сотрудничестве в области образования, науки и культуры (рассчитанному на пять лет и больше, если одна из сторон не прекратит его действие) стороны брали на себя обязательство поощрять прямое сотрудничество и контакты между людьми, университетами и другими учебными заведениями и организациями, содействовать изучению, преподаванию и распространению языков и литературы обеих стран, предоставлять стипендии для обучения и

стажировки в университетах друг друга, поощрять связи, обмены и исследования в области науки и техники, контакты в сфере литературы, изобразительного и исполнительского искусства, музыки, кино, архитектуры, а также между музеями, галереями, библиотеками и архивами. В документе также было зафиксировано обязательство сторон поощрять туризм, прямое сотрудничество между издательствами, прессой, телевидением, открытие на своей территории центров культуры другой стороны, спортивные обмены, фестивали, конференции и выставки.

17-20 октября 1994 г. состоялся первый в истории официальный визит в Россию королевы Елизаветы и принца Филиппа герцога Эдинбургского. Это был первый в истории двусторонних отношений визит царствующего британского монарха в нашу страну. Английская сторона рассматривала этот визит «как самый важный за последнее десятилетие со времени посещения королевой Китая в 1986 г.».

В последующие годы визиты на разных уровнях стали постоянными. Осуществлялись консультации внешнеполитических ведомств обеих стран, в ходе которых обсуждались вопросы стратегической стабильности, происходил конструктивный диалог по региональной проблематике, а также проблематике ОБСЕ и ООН. Стали также предметом консультаций новые проблемы нашего времени - международная преступность, терроризм, распространение ядерного, биологического и химического оружия. Лондон оказал содействие вступлению России в Совет Европы, поддержал планы российского руководства, направленные на утверждение в мировой геополитике понятия «большая восьмерка», хотя не мог не понимать, что по известным причинам Россия была не готова еще стать равноправным и равновеликим членом группы. При этом Великобритания, как и ее западные партнеры, рассчитывала, что российская внешняя и экономическая политика станет более предсказуемой и управляемой. Оказывая поддержку планам интеграции экономики России в мировую экономику, обещая выделить существенную помощь по линии международных финансовых институтов (обставленную согласованными с западными партнерами условиями, касающимися характера и темпов проведения реформ в России), манипулируя сроками предоставления этой помощи и подталкивая, таким образом, российскую сторону к более быстрому и последовательному осуществлению преобразований в области экономики и политики, направленных на закрепление рыночных отношений и дальнейшую демократизацию, британская сторона считала главным не допустить возврата коммунистического строя в России.

В декабре 1994 г. в Эдинбурге был подписан протокол, в котором было конкретизировано сотрудничество в области культуры между нашими странами. Особый упор в документе делался на усилении молодежных обменов. Стороны согласились установить прямые контакты

между Комитетом РФ по физкультуре и туризму и Спортивным советом Великобритании с целью расширения спортивных связей между Государственной архивной службой РФ и британскими архивными учреждениями, Британским советом и библиотеками Москвы и Санкт-Петербурга, а также других городов; изъявили взаимную готовность поощрять обмены между университетами, научные связи между Российской Академией наук и Королевским обществом. Протокол также предусматривал содействие в рамках фестиваля «Эдинбургские беседы» встречам российских и британских ученых для обсуждения актуальных проблем. Двусторонний культурный обмен осуществлялся также по линии Британского совета, занимающегося пропагандой британского искусства, культуры и образования в России. Под его эгидой организовывались гастроли британских исполнителей и театральных коллективов в России, образовательные и учебные курсы, а также целевые поездки в Британию на основе индивидуальных интересов, пропагандировалось изучение английского языка.

В последние годы возрастают контакты между людьми. Возросло количество британских туристов и бизнесменов, желающих посетить Россию. И наоборот, увеличивается количество российских туристов, выезжающих в Великобританию.

Значительно повысился уровень экономического сотрудничества Великобритании и России. Наряду с такими давними партнерами, как компания «Джон Браун», обладавшая самым длительным опытом работы в России, или «Шелл», на российском рынке приобрели известность другие крупные британские фирмы («Бритиш петролеум», «Бритиш гэес», «Баскин Роббинз», «Кэдбериз»). Значительно расширила свою торговую сеть в России компания «Рэнкксерокс», являющаяся основным спонсором Фонда реконструкции Большого театра. «Роле Ройс» имеет длительные деловые контакты с российским топливно-энергетическим комплексом по поставкам газоперекачивающих станций. В области авиастроения компания реализует проект установки своих двигателей на самолеты ТУ-204 и прорабатывает вопросы установки авиадвигателей на самолеты ТУ-214 и ИЛ-98, ИЛ-114. «Бритиш Нюк-леа Фьюэлс» осуществляет в России проект по строительству хранилищ для ядерных отходов.

Британское правительство учредило специальный консалтинговый центр по вопросам осуществления рыночных реформ, а также реализации программы подготовки специалистов в области торговли и маркетинга. Кроме того, Фонд финансировал программу Министерства финансов Великобритании по подготовке российских специалистов для финансового сектора.

В области здравоохранения был создан Фонд малых партнерств, который поддерживал развитие связей между британскими больница

ми и местными органами здравоохранения и аналогичными российскими организациями.

Активизировались англо-российские научно-технические связи, хотя в настоящее время по своему объему и диапазону они уступают уровню, достигнутому при Тэтчер.

Главной темой переговоров, проходящих в последние годы между представителями внешнеполитических ведомств Англии и России, становится вопрос расширения НАТО на восток. Считая НАТО основой стратегической стабильности в Европе, Великобритания в то же время выступала за проведение разумной реформы альянса, обусловленной более полным учетом произошедших после окончания «холодной войны» изменений. Среди угроз безопасности британская сторона указывала на возрастание риска региональных конфликтов, распространение терроризма, оружия массового уничтожения и т.п. Высказывалось мнение, что независимо от окончания «холодной войны» и изменения военно-политической обстановки в мире отношения с Россией, учитывая ее размеры, всегда будут создавать проблемы для Великобритании в Европе, а оставшаяся у России военная мощь может представлять угрозу британской национальной безопасности. Великобритания вскоре после расширения НАТО стала относиться к этому как к закономерному процессу.

На Западе развернулись бурные дебаты относительно того, каким образом расширять Североатлантический пакт, чтобы одновременно минимизировать негативную реакцию со стороны России, а также тех сторон, которые не смогут присоединиться к альянсу в первой волне. Утверждение российской стороны о том, что военный потенциал расширенного альянса будет представлять угрозу безопасности России, не учитывалось НАТО. Но все же Лондон придавал большое значение тому, чтобы расширение НАТО не вызвало отчуждения России. Несмотря на все заверения и призывы, Россия продолжала относиться к Североатлантическому альянсу с настороженностью.

Проблема расширения НАТО на восток была главной темой переговоров в ходе визита министра иностранных дел Е. М. Примакова в Великобританию в феврале-марте 1997 г. Российская сторона обращала внимание на то, что расширение НАТО приведет к появлению новых разделительных линий в Европе и в конечном счете к снижению уровня стабильности и безопасности. Выражая позицию России, министр настаивал на недопустимости приближения границ альянса, в том-числе натовской инфраструктуры, к российской территории. Со своей стороны Мэйджор и министр иностранных дел М. Рифкинд, подтвердив приверженность Великобритании единой натовской позиции, высказались за достижение компромисса с Россией в вопросе о расширении НАТО, заявив, что сотрудничество НАТО-Россия должно стать краеугольным камнем европейской безопасности.

Существуют и экономические проблемы во взаимоотношениях двух стран, сдерживающие развитие сотрудничества в этой области, - непредсказуемость политического и инвестиционного климата в России для деятельности западных (в том числе британских) компаний, незавершенность налогового законодательства, несовершенство таможенного режима, бюрократизм, порядок правового взаимодействия центра и регионов и т.д.

Одним из основных препятствий, мешающих развитию отношений между двумя странами, для Англии оказался чеченский вопрос, который является исключительно внутренним делом нашей страны. Он используется на Западе, в том числе и в Англии, для попыток внесения раскола в российское общество, для обвинения России в нарушении прав человека. Английские правящие круги не только закрывают глаза на терроризм, осуществляемый группой чеченцев, ставших на путь бандитизма и убийств, о чем свидетельствуют страшные трагедии августа-сентября 2004 г., особенно Беслан, но и защищают лидеров банд террористов.

Представляется, что Великобритания по-прежнему рассматривает Россию в качестве нестабильной и малопредсказуемой державы. Как и раньше, активно действуют в отношении России британские спецслужбы.

И все же, сравнивая англо-российские отношения в недалеком прошлом, можно сказать, что, хотя они и занимали важное место в британской внешне-политической стратегии, их вес и значение в глобальном контексте уменьшились. По нашему мнению, это произошло именно из-за снижения экономической и военной мощи России после распада СССР.