Требования предъявляемые при работе станка качалки. Инструкция по охране труда при эксплуатации скважин, оборудованных штанговыми насосными установками. Отдельные модели станков

В добыче нефти с большой глубины используется специальное насосное оборудование, которое называется станками-качалками. Привод этих аппаратов находится на поверхности земли, над эксплуатируемыми скважинами, а управление осуществляется оператором. Функцию добычи нефти в агрегатах выполняют специальные насосы плунжерного типа. Нефтяной станок-качалка является незаменимым аппаратом, без которого трудно и представить интенсивную разработку глубинных месторождений.

Назначение и работа станков-качалок

Чаще всего для освоения месторождения нефти применяются распространённые штанговые насосы с приводами. Эти агрегаты позволяют откачивать содержание скважин даже при большом, глубоком промерзании верхнего пласта земли. Станки – качалки с одноплечным балансиром относятся к оборудованию индивидуального вида и применяются для добычи нефти из-под земли в обычных и особых условиях.

Любая существующая инфраструктура добычи нефти нацелена на поднятие её с глубины на поверхность, а принцип работы станка-качалки со штанговым насосом напоминает действие медицинского шприца. Неотъемлемой частью любого станка-качалки является колонна, которую составляют компрессионные трубы. По этим трубам происходит подъём на поверхность и подача в резервуары нефти.

Если рассмотреть технологию организации добычи нефти, то весь процесс от начала до конца действий можно разделить на отдельные этапы:

  • бурение скважин;
  • установка трубных колонн;
  • обсадка колонн;
  • установка качалок и пуск их в работу.

Глубина бурения обычно достигает нескольких километров, но наиболее часто встречающиеся горизонты залегания нефти – это примерно 1500 метров под поверхностью и более. Иные скважины в глубину достигают и 4000 метров, но это уже колонны-рекордсмены нефтедобычи. Основой нефтедобывающей инфраструктуры являются колонны, собираемые из обсадных труб и активная часть каждого отдельного станка – его насос.

Чтобы понять принцип действия плунжерного насоса станка-качалки, нужно разобраться в роли и назначении отдельного станка в структуре всей трубопроводной сети добывающего комплекса. Качалка для нефти – это приводной механизм насоса, которая своим возвратно-поступательным движением, напоминающим качели, приводит в действие плунжерную пару насосного устройства. Оптимальная цикличность действия механизма качалки позволяет нефтяному ресурсу на глубине залегания концентрироваться у фильтра скважины, что способствует эффективности процесса добычи. Вся конструкция станка предусматривает минимизацию износа его отдельных элементов, установка рассчитана на безупречное действие в течение длительного срока эксплуатации.

Устройство качалки

При изучении устройства станка-качалки необходимо начать с установочной базы. База – это то, из чего состоит основа аппарата. Монтаж станка производится на заранее подготовленную бетонную основу, фундамент. Здесь же расположена платформа и её стойка вместе со станцией управления, в которой находится кабина оператора.

После того, как все организационные работы по установке платформы завершены, на неё навешивается массивный балансир, который уравновешивает специальную головку с канатным подвесом. Энергетическим приводом станка является мощный электродвигатель, который через редуктор станка-качалки передаёт усилие на балансир. Двигатель размещается иногда снизу под платформой, но такой вариант используется крайне редко, так как он связан с недостаточной безопасностью эксплуатации оборудования.

Через кривошип с шатуном электродвигатель воздействует на балансир, благодаря чему вращение вала двигателя преобразуется в цикличное поступательное движение элементов глубинного насоса.

Пункт управления станком-качалкой изготавливается в коробчатом виде, он содержит всё необходимое электротехническое оборудование комплекса. В станции, в непосредственной близости от управляющего реле, расположен и механический тормоз ручного типа.

Виды станков

Семейство нефтяных качалок представлено на отечественном рынке оборудования большим количеством модификаций. У всех видов станков практически один и тот же принцип работы, но есть и существенные отличия. Наиболее популярны среди нефтяников станки с балансирами, которые относятся к классическому типу добывающего оборудования. В этих станках предусмотрен механизм задней фиксации шатуна и редуктор расположен на одной раме с электродвигателем и балансиром.

Альтернативой классическим станкам являются такие типы станков-качалок, как гидравлические штанговые насосы, закрепляемые на фланце арматуры скважины в самом верху. Штанговые насосы имеют то преимущество перед станками классического типа, что они не требуют при своей установки сооружения мощного фундамента. Особенно важно это свойство штанговых насосов для случаев разработки месторождений в вечной мерзлоте, где заливка любого качественного фундамента сопряжена с большими трудностями. Свайная же установка классических станков не оправдана по экономическим соображениям.

Другой особенностью гидравлических насосов является возможность плавно, бесступенчато регулировать длину обсадной колонны. Благодаря этому появляется возможность точного подбора эксплуатационного режима скважины.

Основные характеристики качалок

Чтобы выбрать более подходящие станки для разработки месторождения нефти, нужно сделать анализ широкого спектра эксплуатационных и технических характеристик всех видов этого оборудования.

При оценке важнейших характеристик станка-качалки обязательно учитывают:

  • рабочую штоковую нагрузку;
  • максимальный ход плунжера;
  • габариты редуктора;
  • величину крутящего момента выходного вала;
  • частоту качаний.

Определяющим параметром станка является мощность его электродвигателя. На установках классического типа для работы насосных станций достаточна мощность электродвигателя в 25 кВт. Но следует ещё учитывать тип используемых ремней для передачи вращения от двигателя на редуктор, диаметры шкивов ремённой передачи и конструкцию механизма торможения.

Даже если все эксплуатационные параметры рассматриваемого станка устраивают покупателя, ему следует ещё учесть и габариты оборудования. Ведь размеры иногда играют определяющую роль – это те случаи, когда приходится транспортировать станки на большие расстояния в условиях различных климатических и региональных зон страны. Габаритные размеры в большой степени решают вопрос, можно ли произвести установку данного оборудования в конкретной ситуации, в конкретных условиях разрабатываемого месторождения нефти.

Обычно масса станка не превышает 10 т, а его габариты по длине и ширине составляют 7Х2,5 м.

Отдельные модели станков

Специалисту, занимающемуся заказами оборудования для нефтедобычи, необходимо хорошо ознакомиться с отдельными его моделями и их главными характеристиками. Несмотря на то, что каждый такой аппарат рассчитан на долгие годы работы, уже существующие промыслы время от времени производят модернизацию оборудования, закупая более современные его виды. Рассмотрим некоторые модели станков-качалок, сравнивая их характеристики и особенности.

Качалки СК

Распространённая в нефтедобывающей отрасли станок- качалка СК представляет собой скважинный насос с отдельным приводом. Насос при работе опускается в обсадную трубу скважины, и с ним соединён специальный шток привода. Шток составляется из колонны отдельных штанг, обеспечивая тем самым требуемую длину.

Как и в других классических вариантах добывающего насосного оборудования, вращение электродвигателя станка преобразуется с помощью кривошипа в поступательное движение штанговой колонны. Два исполнения станков-качалок СК изготавливаются со своим отдельным количеством типоразмеров. Аппараты СК имеют семь типоразмеров, а СКД – шесть.

Главные отличия станков-качалок СКД от СК заключаются в следующем:

  • несимметричность кинематической преобразовательной схемы и более высокое преобразующее кинематическое соотношение;
  • уменьшенные габаритные размеры;
  • расположение редуктора прямо на станочной раме.

В установках СК используются трёхфазные электрические двигатели асинхронного типа с влагостойким исполнением в искробезопасном корпусе. В зависимости от модификации станка в нём могут применяться двигатели мощностью от 4 до 40 кВт.

Механизм тормоза станка включает в себя две колодки, правую и левую, он предназначен для фиксирования станка в нужном положении в момент его остановки.

Качалки СКДР

Более усовершенствованная модель семейства СК – станок-качалка СКДР. Аппарат развивает тяговое усилие в 60 кН при длине штока от 1,2 до 3 м. Редуктор, используемый в аппарате, имеет типоразмер Ц2НШ-450-28 или Ц3НШ-450-28.

Станки СКДР используются для откачки нефти из скважины со штоковой нагрузкой до 80 000 Н. Они разработаны с учётом последних достижений отечественного и зарубежного машиностроения. Главные элементы кинематики станков изготовлены с учётом всех требований ГОСТов на нефтедобывающее оборудование.

Частота качаний установки СКДР регулируется в диапазоне от 1,7 до 11,8 в мин и зависит от передаточного числа установленного редуктора на раме станка. Мощность двигателя качалки может составлять от 5,5 до 22 кВт в зависимости от передаточного числа редуктора.

Общая масса агрегата СКДР составляет 13 100 кг, а его габариты равны 7200х6350х 3100 мм.

Качалки ПШГН

Приводная часть глубинного нефтяного насоса шагового типа или станок-качалка ПШГН через систему штанг передаёт движение головки на насосный плунжер, расположенный глубоко в обсадной трубе скважины. Головка балансира аппарата соединяется со штоком насоса с помощью тросовой подвески.

По производительности качалка ПШГН может регулироваться путём увеличения или уменьшения числа качаний в минуту, амплитуды этих качаний и размеров насосного плунжера. Чтобы произвести регулировку длины хода штока, необходимо выполнить перестановку пальцев кривошипно-шатунного механизма в другие отверстия.

Как и все предыдущие нефтяные качалки, разновидность ПШГН не является отдельным их видом, а представляет собой разновидность главного механизма установки для добычи нефти.

Обслуживание нефтяных качалок

Специальный персонал нефтедобывающего предприятия выполняет обслуживание станка-качалки. Для удобства его работы конструкторами предусмотрены различные вспомогательные устройства и механизмы. При обслуживании балансира с траверсой и кривошипа на установке устроена специальная площадка, снабжённая системами привода. Операторы, располагаясь на этой площадке, производят управление балансировкой и уравновешиванием станка, проверяют крепление всех узлов кривошипно-шатунного механизма.

Вся кинематика системы привода нефтедобывающей качалки сконструирована для того, чтобы головка станка и кривошип совершала движение в оптимальном ритме и этот режим можно бы было легко перенастраивать.

Функции операторов станков и обслуживающего персонала необходимо разделять. Технический персонал занимается обслуживанием нефтяных насосов во время их интенсивной эксплуатации, в их обязанности входит слежение за рабочими показателями всех механизмов станции и техническое обслуживание насосного оборудования. В случае необходимости они производят и ремонт станков-качалок. Особенно важно в их работе создавать благоприятные режимы функционирования узлов и механизмов станка в моменты возникновения в нём максимальных, пиковых нагрузок.

В функции же операторов установок входят обязанности по регулированию самого процесса выкачки нефтяных ресурсов из глубины месторождения, по установке оптимальных режимов работы станка на каждом периоде освоения запасов углеводородов.

Заключение

Промышленные предприятия, изготавливающие станки-качалки, непрерывно совершенствуют своё нефтедобывающее оборудование. Но кардинальных вариантов переделок существующих станков в ближайшее время не предвидится. Это говорит о том, что классическая схема, заложенная в станки много лет назад, оказалась очень удачной и не имеет существенных недостатков.

К тому же оборудование нефтегазовых добывающих комплексов долговечно, его замены происходят очень редко и неохотно со стороны учредителей крупных компаний. Немалую роль в этом играет и высокая цена станка-качалки. Большей частью обновляются лишь отдельные узлы станков, устаревшие физически или морально.

Постепенно весь парк станков-качалок уступает свои позиции в пользу нового вида оборудования – гидравлических аппаратов. Это способствует оптимизации рабочего процесса добычи нефти, усовершенствованию всей инфраструктуры существующих и строящихся комплексов. Эксплуатационные затраты при этом снижаются без снижения качества добываемой нефти.

Техническое обслуживание (ТО) представляет собой комплекс операций по поддержанию работоспособного состояния оборудования при использовании его по назначению, ожидании, хранении и транспортировании. Основной целью ТО является снижение уровня разрушения и изнашивания деталей и узлов изделий, предупреждение возникновения неисправностей и поддержание параметров технического состояния оборудования в пределах номинальных.

Графики работ по проведению ТО разрабатываются в соответствии с инструкциями и рекомендациями предприятий – изготовителей владельцем оборудования, согласовываются с эксплуатирующими подразделениями и утверждаются в установленном порядке.

Результаты ТО заносятся в специальный журнал и при обслуживании оборудования подрядными или сервисными организациями, оформляются актом приемки-сдачи.

Контроль осуществляется службой главного механика предприятия.

Ремонт – комплекс операций по восстановлению исправного или работоспособного состояния оборудования и его ресурса.

В процессе ремонта:

ü устанавливаются причина и природа возникновения дефекта,

ü производится наладка или замена отказавшего элемента

ü контроль технического состояния и испытание объекта в целом.

Ремонт должен обеспечивать:

ü восстановление геометрических размеров

ü физико-механических свойств деталей

ü конструктивно-эксплуатационных характеристик изделия в целом.

Текущий ремонт (ТР) – это ремонт, осуществляемый в процессе эксплуатации для гарантированного обеспечения работоспособности оборудования. Работы, выполняемые при ТР, невелики по объему и сложности и включают в себя проверку технического состояния объекта, замену и восстановление быстроизнашивающихся деталей оборудования, регулировку, смазку, дефектоскопию отдельных узлов.

Капитальный ремонт (КР) - осуществляется с целью восстановления исправности и полного (или близкого к полному) восстановления ресурса оборудования с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые, и их регулировкой. Это наиболее объемный и сложный вид ремонта.

При техническом обслуживании станков-качалок производят:

1. Визуальный осмотр СК, определение смещения деталей, наличия трещин, отколов, определение на слух наличия вибрации и др.;

2. Техническое диагностирование (дефектоскопия) ответственных узлов, деталей, сварных соединений;

3. Проверка горизонтальности станка-качалки, в том числе редуктора и центровки станка-качалки, при необходимости устранение отклонений;

4. Уравновешивание станка-качалки при необходимости;

5. Проверка надежности крепления деталей, протяжка болтовых соединений узлов и деталей;

6. Проверка наличия смазки и, при необходимости, смазка подшипниковых узлов;

7. Проверка уровня масла в редукторе и, при необходимости, доливка масла;

8. Проверка состояния уплотнительных элементов валов редуктора, манжет уплотнительных колец и, при необходимости, замена;

9. Проверка состояния прокладок крышек валов и смотрового люка редуктора, при необходимости замена;

Осмотр состояния тормозной системы и, при необходимости, регулировка, замена быстро изнашивающихся деталей;

11. Проверка состояния тормозного шкива, при необходимости, замена;

12. Проверка состояния пальцев, осей, разрезных втулок, шатуна;

13. Осмотр шкивов электродвигателя и редуктора;

14. Проверка совпадения плоскостей торцов ведущего и ведомого шкивов клиноременной передачи и, при необходимости, регулировка;

15. Проверка состояния клиноременной передачи, при необходимости замена изношенных ремней и регулировка их натяжения;

16. Обслуживание электродвигателя;

17. Проверка электрической схемы станции управления, зачистка контактов пускателя, обслуживание автоматического выключателя и других коммутационных приборов;

18. Проверка целостности заземления СК;

19. Восстановление надписи на СК;

20. Проверка технического состояния и обслуживание головки балансира.

При текущем ремонте станков-качалок:

1. Весь состав работ, проводимый при техническом обслуживании станков-качалок;

2. Частичная разборка станка-качалки;

Проверка состояния и, при необходимости (наличие износа, трещин, погнутости, отколов) производится замена подшипников, втулок, пальцев, осей и других элементов;

4. Проверка отклонения продольной оси кривошипа от плоскости, проходящей через ось ведомого вала и продольную ось второго кривошипа для СК;

5. Проверка фиксатора головки, замена крепежных стопорных деталей при наличии износа, вмятин и т. д;

6. Замена смазки подшипниковых узлов станка-качалки;

7. Проверка технического состояния редуктора;

8. Проверка состояния и замена крепежных и стопорных деталей при наличии износа, вмятин и погнутости;

9. Замена масла в редукторе;

10.Осмотр технического состояния шкивов клиноременной передачи и, при необходимости, замена и регулировка;

11.Сборка, регулировка станка-качалки;

12.Замер уровня сопротивления изоляции кабеля от станции управления до электродвигателя и, при необходимости, замена кабеля, замер сопротивления изоляции обмоток электродвигателя.

Основные требования по безопасно­му обслуживанию оборудования УШГН

1. Кривошипно-шатунный механизм и площадки для обслуживания электропривода, тормозного и пускового устрой­ства необходимо оградить. Вид ограждения выбирается в соот­ветствии с правилами.

2. Станок-качалка должен быть остановлен и заторможен для проведения следующих операций:

а) работы по техническому обслуживанию и ремонту (смаз­ка, подтяжка болтов, замена деталей, смена ремней и т.д.);

б) замена пальцев кривошипа, смена длины хода, набивка сальника, смена канатной подвески, установка динамографа;

в) установка противовесов и их перемещение по кривошипу.

3. Перед проведением работы на пусковом устройстве вывесить плакат: «Не включать - работают люди».

4. При увеличении длины хода освобожденные от кривошипа шатуны следует прикрепить к стойке СК.

5. При смене шкива на электродвигателе (изменение числа ходов) использовать специальные съемники.

Монтаж канатной подвески производится со специальной площадки. Замену канатной подвески производить при наличии одной оборванной пряди, сплющивании каната, и наличииобо­рванных проволочек.

8. Штангодержатель устанавливается на полированный шток перед снятием канатной подвески.

9. На автоматизированных и телемеханизированных скважинах при всех ремонтах СК и арматуры, следует предупредить диспетчера о характере выполняемой работы, отключить электрооборудование и вывесить плакат «Не включать! Работают люди!»

10. Пуск в работу скважины после ремонта производится пос­ле уборки ненужных предметов, восстановления ограж­дения, предупреждения персонала и освобождения тормоза.

11. При замене уплотнений устьевого сальника крышка сальника должна быть надежно укреплена на полированном што­ке (рис. 18.2)

12. Расстояние между траверсой канатной подвески и устьевым сальником при крайнем нижнем положении головки балансира должно быть не менее 20 см.

13. Нормальная работа СК обеспечивается числом текстропных ремней (не менее 3) соответствующих профилю, длине и силе натяжения.

14. Обслуживание УШГН состоит в контроле за утечками, давлением в затрубном про­странстве и трубопроводе, за работой всех узлов, надежно­стью болтовых соединений, це­лостностью канатной подвески, равномерностью натяжения текстропных ремней, состоянием заземления.

15. При обнаружении каких-либо дефектов СК должен быть остановлен. Обо всех неисправ­ностях следует доложить дис­петчеру, ремонт производить только по разрешению мастера и по прибытии помощника или, если ремонт значительный, ремонтной бригадой.

16. Устьевая арматура должна быть оснащена клапаном сброса газа из затрубного пространства в трубопровод.

17. Открытие и закрытие задвижек производить медленным по­воротом штурвала, регулирование подачи манифольдной задвиж­кой запрещается.

18. На скважинах с автоматическими или дистанционным управ­лением вблизи пускового устройства, а также на ограждении СК на видном месте укрепляют щиты с надписью: «ВНИМАНИЕ! ПУСК АВТОМАТИЧЕСКИЙ».

6.2 Техника безопасности при эксплуатации ШСНУ

Опасность травмирования персонала при обслуживании скважин, эксплуатируемых штанговыми насосами, связана в основном с наличием движущихся частей станков-качалок и необходимостью выполнения различных операций по проверке технического состояния, изменению режима работы и ремонта наземного оборудования. К числу таких операций относится, работы по замене клиновидных ремней, снятию и установке канатной подвески, изменению длины хода и числа качаний балансира станка-качалки, а также по замене балансира, редуктора и других частей станка-качалки.

Устье скважины оборудуется запорной арматурой и сальниковым устройством для герметизации штока.

Обвязка устья скважины должна позволять смену набивки сальника полированного штока при наличии давления в скважине, замер устьевого давления и температуры.

До начала ремонтных работ или перед осмотром оборудования периодически работающей скважины с автоматическим, дистанционным или ручным пуском электродвигателя должен отключаться, контргруз должен быть опущен в нижнее положение и заблокирован тормозным устройством, а на пусковом устройстве вывешен плакат: “Не включать, работают люди”.

На скважинах с автоматическим или дистанционным управлением станков-качалок вблизи пускового устройства на видном месте должны быть укреплены плакаты с надписью: “Внимание! Пуск автоматический”.

Ограждения кривошипношатунного механизма и клиноременных передач станка-качалки должны удовлетворять требованиям, предъявляемым правилами безопасности к ограждению, движущихся частей станков, машин и механизмов.

Системы замера дебита, пуска, остановки скважины должны иметь выход на диспетчерский пульт.

Станок-качалка должен быть установлен так, чтобы исключалось соприкосновение движущихся частей с фундаментом или грунтом.

Для обслуживания тормоза станка-качалки устраивается площадка с ограждением.

При крайнем нижнем положении головки балансира расстояние между траверсой подвески сальникового штока или штангодержателем и устьевым сальником должно быть не менее 20 см.

Кондуктор (техническая колонна) должен быть связан с рамой станка-качалки не менее чем двумя заземляющими стальными проводниками, приваренными в разных местах к кондуктору и раме. Сечение прямоугольного проводника должно быть не менее 48 мм2, толщина стенок угловой стали не менее 4 мм, диаметр круглых заземлителей – 10 мм. Заземляющие проводники, соединяющие раму станка-качалки с кондуктором, должны быть заглублены в землю не менее, чем на 0,5 м. В качестве заземляющих проводников может применяться сталь: круглая, полосовая, угловая или другого профиля. Применение для этих целей стального каната не допускается. Соединения заземляющих проводников должны быть доступны для осмотра.

Изменение длины хода балансира станка-качалки связано с необходимостью перестановки пальца на кривошипе. При выполнении этой операции возникает опасность падения работающего с высоты (если фундамент станка-качалки имеет относительно большую высоту), травмирования отсоединенным внизу шатуном, а также инструментом или отлетевшим кусочком металла (при выбивании пальца кувалдой). Во избежание несчастных случаев рабочее место подготавливают так, чтобы создать определенные удобства для выполнения указанной операции. Шатун после отсоединения от кривошипа привязывают к стойке (пирамиде) станка-качалки, а пальцы выпрессовывают по средством предназначенного для этого приспособления с использованием привода и тормоза станка-качалки.

Устанавливать балансир в требуемое положение путем проворачивания вручную шкивов клиноременной передачи запрещается

6.3 Обеспечение электробезопасности

Несчастные случаи, связанные с поражением током, одни из немногочисленных

Автотрансформатор, станция управления заземляются перед включением электрооборудования в сеть, измеряется сопротивление заземления. Около зажимов кабельного ввода и рубильников на станцию управления устанавливают изолирующие подставки. Около трансформатора и смотанного кабеля вывешиваются плакаты “высокое напряжение”.

Повышенная опасность поражения человека электрическим током возникает при чрезмерной перегрузке токоприемников, прикосновении к токоведущим частям электрооборудования, контакте с обычно нетоковедущими металлическими частями, случайно оказавшимися под напряжением, при резком снижении сопротивления изоляции. Электрическая сеть при коротком замыкании отключается при помощи быстродействующих реле выключателей, установленных плавких предохранителей. Все эти устройства предельно сокращают время возможного действия электрического тока на человека.

Применяется защитное заземление, преднамеренное соединение с землей металлических частей оборудования, обычно не находящихся под напряжением. Заземляются металлические корпуса соединительной коробки кабеля, вторичные обмотки трансформатора, щиты управления, броня кабеля, сопротивление корпуса. Заземление должно быть не более 40 метров.

Наиболее эффективный способ защиты – защитное отключение: с помощью универсального устройств (прибор индикатора, автоматический выключатель) аварийный участок сети может быть отключен за доли секунд. Также предусматривается средства индивидуальной защиты: резиновые перчатки, диэлектрические боты.

Для обеспечения безопасности работающего персонала необходимо выполнять заземление корпусов комплектного устройства, трансформаторов, брони кабеля, то есть заземлять все наземное электрооборудование.

Сопротивление контура должно быть не более 4 Ом. В электроустановках с глухо заземленной нейтралью производят соединение заземляющего контура с нейтралью трансформатора. Периодический осмотр заземляющего устройства проводят не реже одного раза в год. Осмотр и измерение сопротивления заземляющего устройства производят летом при максимальной плюсовой температуре и зимой при максимальной минусовой температуре.

При приемке заземляющего устройства в наличии должен быть паспорт.

Выводы

При добыче обводненной нефти возникает ряд осложнений связанный с агрессивным воздействием минерализованной воды на скважинное оборудование, вызывающее коррозию, образование солей. Всё это ведёт к преждевременному отказу ШСНУ, снижению межремонтного периода работы скважин и увеличению себестоимости добываемой нефти.

В данной работе подобрано оборудование и установлен режим работы ШСНУ, с учетом деформации штанг и труб, обеспечивающий отбор жидкости 26,2 м3/сут, осуществлен подбор глубинно - насосного оборудования ШСНУ к скважине № 796 Серафимовского месторождения.

Анализ результатов подбора и расчетов показал:

1.Типоразмер станка-качалки: СК4-2,1-1600;

2.Типоразмер электродвигателя: АОП-52-4 с номинальной мощностью 7,0 кВт.

3. Конструкция колонны подъемных труб: Dтн=0,073 м; Dтв=0,062 м, fтр=11,6∙10-4 м2, толщина стенки 5,5 мм;

4. Конструкция штанговой колонны: длина нижней ступени l1=581 м, d=16 мм, длина верхней ступени l2=319 м, d=19 мм;

5. Длина хода полированного штока: 2,06 м;

Проверить исправность защитных ограждений, маршевых лестниц и рабочих площадок. Примечание: При осмотре целостности маршевой лестницы могут быть выявлены следующие неисправности: -деформация; - обрыв по сварным швам (площадок, перил). Объекты, для обслуживания которых требуется подъём рабочего на высоту 0,75(м), должны быть оборудованы ступенями, а на высоту выше 0,75(м) - лестницами с перилами. Маршевые лестницы должны иметь уклон не более 50 градусов, ширина лестниц должна быть не менее 65 (см). Расстояние между лестницами по высоте должно быть не более 25 (см) ступени должны иметь уклон вовнутрь 2 - 5 градусов. С обеих сторон ступени должны иметь боковые планки или бортовую обшивку шириной не менее 15 (см), исключающую возможность проскальзывания ног человека. Лестница должна быть оборудована с двух сторон перилами высотой 1(м). Рабочие площадки на высоте должны иметь настил, выполненный из металлических листов с поверхностью, исключающей возможность скольжения, перила высотой 1025(мм) с продольными планками, расположенными на расстоянии не более 40 (см) друг от друга, и борт высотой не менее15 (см), образующий с настилом зазор не более 1 (см) для стока жидкости. В зимнее время года маршевые лестницы и площадки необходимо очищать от снега и ото льда.

Перед проведением работ по остановке (пуску) станка-качалки необходимо:

Ø Произвести проверку средств индивидуальной защиты, спецодежды и спецобуви на пригодность к применению согласно инструкций по технике безопасности;

Ø Получить разрешение для производства исследования станка–качалки, согласовав с геологом ЦДНГ.

Ø Произвести отбор и анализ проб воздушной среды в месте проведения работ с наветренной стороны прогретым газоанализатором.

Ø Провести внешний осмотр наземного оборудования


  1. Порядок проведения работ по остановке станка-качалки.

Ø Перевести режим работы станка – качалки на станции управления переключателем с автоматического в ручной.

Ø Остановить станок – качалку нажатием кнопки СТОП на передней панели станции управления,


Ø Заблокировать станок – качалку тормозным устройством, вращая ручку тормозного устройства по часовой стрелке.

Ø Установить переключатель режима работы станка-качалки в положение << отключено >> (ОТКЛ.)


Ø Обесточить станцию управления станка - качалки отключив Рубильник (переведя его в крайнее нижнее положение) на боковой поверхности станции управления.

  1. Пуск станка - качалки после длительного простоя.

Если станок-качалка останавливался на длительное время или на устье скважины проводились работы, то перед пуском необходимо провести следующие операции:

Ø Открыть манифольдную, затрубную и секущую задвижки.

Выкрикнув:

Ø

4. Пуск станка-качалки после кратковременной остановки.

Если станок-качалка останавливался на короткое время, то перед пуском необходимо провести следующие операции:

Ø Убедиться, что пробоотборный вентиль закрыт

Ø Открыта манифольдная и секущую задвижки.


Ø Все остальное оборудование СК в надлежащем состоянии.

Ø Разблокировать станок – качалку тормозным устройством, путем вращения ручки против часовой стрелки

Ø Подать электроэнергию к станции управления, включив рубильник на боковой поверхности станции управления.

Ø Установить переключатель станции управления в ручной режим работы станка – качалки

Ø Произвести пуск станка – качалки нажатием кнопки ПУСК на панели станции управления,

Выкрикнув:

Ø
Установить переключатель станции управления режима работы станка – качалки с ручного в автоматический.

1. Заключительные работы, проводимые после остановки (пуска скважины)

Ø Привести в порядок средства индивидуальной защиты, инструмент.

Ø Передать диспетчеру ЦДНГ:

При пуске станка-качалки:

Время пуска скважины;

К работе допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медецинское освидетельствование и не имеющие противопоказаний по здоровью, прошедшие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте. К самостоятельной работе оператор допускается после обучения по специальности в специализированном учебном заведении, имеющие разрешение (лицензию) территориальных органов Госгортехнадзора России, стажировки на рабочем месте, проверки знаний и при наличии удостоверения, дающего право на производство работ при эксплуатации установок ЭЦН и ШСНУ.

Запуск скважин производится, как правило, в светлое время суток. В особых случаях может быть произведён запуск в ночное время, при обеспечении освещённости скважины не менее 26 люкс, проверить исправность всех задвижек и фланцевых соединений на устьевом оборудовании, наличие протока жидкости по выкидной линии от скважины до АГЗУ и при его отсутствии работы на скважине прекратить до выяснения и устранения причин.

Должен быть обеспечен постоянный контроль за показателями манометров, за местонахождением людей, производиьт контроль за давлением. При производстве работ, необходимо следить за герметичностью задвижек, фланцевых и других соединений. Все неплотности после снижения давлении до атмосферного должны немедленно устранятся.

Специальные требования по безопасности ведению работ предусматривают выполнение следующих правил.

1. Проверку надёжности крепления аппаратов, контактов наземного электрооборудования и другие работы, связанные с возможностью прикосновения к токоведущим частицам, осуществлять только при выключенной установке, выключенном рубильнике и со снятыми предохранителями.

2. Корпуса трансформатора (автотрансформатора) и станции управления, а также броня кабеля должны быть заземлены.

3. Обсадная колонна скважины должна быть соединена с заземляющим контуром или нулевым проводом сети 380 В.

4. Установка включается нажатием на кнопки «Пуск» «Стоп» или поворотом пакетного переключателя, расположенных на наружной стороне двери станции управления, персоналом, имеющим квалификации группы I и прошедшим специальный инструктаж.

5. Работы по монтажу, проверке, регулировке, снятию на ремонт и установке измерительных приборов и релейных аппаратов на станциях управления, а также переключение ответвлений в трансформаторах (автотрансорматорах) необходимо необходимо проводить только при выключенной установке, выключенном блоке рубильник – предохранитель, со снятыми предохранителями, двумя лицами с квалификацией одного из них не ниже группы III.

6. Кабель со станции управления до устья скважины прокладывается на специальных опорах на расстоянии не менее 400 мм от поверхности земли.

8. Сопротивление изоляции установки измеряется мегомметром напряжение до 1000 В.

9. Менять блок рубильник – предохранитель и ремонтировать его непосредственно на станции управления только при отключенном напряжении сети 380 В от станции управления (отключение осуществляется персоналом с квалификацией не ниже группы III на трансформаторной 6/0,4 кВ).

10. При соединении узлов погружного агрегата запрещается держать руками шлицевую муфту.

11. Проверку надёжности крепления аппаратов, контактов наземного электрооборудования и другие работы, связанные с возможностью прикосновения к токоведущим частицам, осуществлять только при выключенной установке, выключенном рубильнике и со снятыми предохранителями.

12. Корпуса трансформатора (автотрансформатора) и станции управления, а также броня кабеля должны быть заземлены.

13. Обсадная колонна скважины должна быть соединена с заземляющим контуром или нулевым проводом сети 380 В.

14. Установка включается нажатием на кнопки «Пуск» «Стоп» или поворотом пакетного переключателя, расположенных на наружной стороне двери станции управления, персоналом, имеющим квалификации группы I и прошедшим специальный инструктаж.

15. Работы по монтажу, проверке, регулировке, снятию на ремонт и установке измерительных приборов и релейных аппаратов на станциях управления, а также переключение ответвлений в трансформаторах (автотрансорматорах) необходимо необходимо проводить только при выключенной установке, выключенном блоке рубильник – предохранитель, со снятыми предохранителями, двумя лицами с квалификацией одного из них не ниже группы III.

16. Кабель со станции управления до устья скважины прокладывается на специальных опорах на расстоянии не менее 400 мм от поверхности земли.

18. Сопротивление изоляции установки измеряется мегомметром напряжение до 1000 В.

19. Менять блок рубильник – предохранитель и ремонтировать его непосредственно на станции управления только при отключенном напряжении сети 380 В от станции управления (отключение осуществляется персоналом с квалификацией не ниже группы III на трансформаторной 6/0,4 кВ).

20. При соединении узлов погружного агрегата запрещается держать руками шлицевую муфту.