Какие слои населения умеренные табориты. Табориты. Отрывок, характеризующий Табориты

Которого казнили в 1415 г. Спустя несколько лет в Богемии (территория современной Чехии) вспыхнули массовые восстания, которые отражали общественные настроения и были протестом на религиозную, политическую и экономическую ситуацию в королевстве. Начались войны в 1419 году и продлились до 1434 года. Это была часть Реформаторского движения, которое в 15 в. захватило всю Европу.

Ученые отмечают одну важную особенность этого локального конфликта – восставшие массово стали применять огнестрельное оружие, из-за чего погибло большое количество людей.

Участники войн

  • Крестьяне, которых называли гусит. Умеренных восставших называли чашниками, а радикальных – таборитами;
  • Городской плебс;
  • Мелкие мещане;
  • Дворяне;
  • Немецкие, австрийские, венгерские, польские, итальянские феодалы.

Косвенно поддерживали польский и литовский короли.

В самом начале Гуситских войн участники движения раскололись на два лагеря – революционное и умеренное. Представителей первого крыла назывались таборитами, которые в 1420 году в южных регионах Чехии основали одноименный город. Это был центр борьбы революционного направления гуситов. К радикальным восставшим примкнули городской плебс, бюргеры, крестьяне, часть обедневших дворян.

Табориты требовали реформировать церковь, перестроить политический и общественный строй, систему Чехии, уничтожить католические монастыри и церкви, секуляризовать их собственность и имения. Также они хотели, чтобы Библию каждый человек мог свободно трактовать. Культ святых, почитание мощей табориты не признавали и поэтому требовали их отмены. Священники должны были перестать носить пышные и роскошные наряды. Стать священником мог каждый человек, который знал Святое Писание. Это могла быть и женщина, если она сдавала экзамен на знание Библии.

Второе крыло – умеренное – называли себя чашниками, поскольку выступали за то, что причащение должно происходить из чаш для всех, а не только для священников. Среди чашников были верхушка патрициев, которые жили в городах, шляхта и паны Чехии. Чашники составили свой документ с требованиями, который назывался «Четыре пражские статьи». Он содержал идеи Реформации, требования проводить богослужение на родном для чехов языке, отменить привилегии священникам, ввести церковные требы.

Табориты между собой постоянно ссорились, не выдерживая накала борьбы и напряжения. Спустя время они раскололись на умеренных таборитов и радикальных хилиастов.

Противоречия между гуситами подорвали основы революционного движения в Чехии, мешали добиваться поставленных целей. Войны проходили не только с немецкими захватчиками Чехии, но и между восставшими. Чашники, например, сделали попытку организовать покушение на Яна Жижку, но оно оказалось неудачным. Умеренные и радикальные гуситы боролись друг против друга и в идеологической сфере.

Предпосылки и причины

Католическая церковь и немецкие феодалы создали в 15 в. в Чехии условия для развития оппозиционного движения. Его возглавил ректор Пражского университета Ян Гус, который требовал проведения радикальной реформы внутри церкви, критиковал богачей. В результате чего, Гус очень быстро стал популярным среди бедняков. Среди основных требований и заслуг Яна Гуса были:

  • Призыв отменить индульгенции;
  • Обличал симонию духовенства;
  • Выступал против немецкой колонизации Чехии;
  • Перевел Библию на чешский язык, что сделало Священное Писание доступным для бедняков.

Ученики Гуса были более радикальными, призывая к расправам над духовенством Католической церкви. Обычное реформирование уже не устраивало. Папа Римский считал, что в распространении ереси виноват Ян Гус, поэтому вызвал его на собор в Констанце. Перед поездкой ректору университета император Священной Римской империи выдал специальную охранную грамоту. Но она не была принято никем из священников и духовенства во внимание. Гус был арестован и сожжен на костре.

Ответом на подобную жестокость стали общественные движения, которые к 1419 года стали всенародными. Непосредственными причинами Гуситских войн стали следующие факторы:

  • Дворяне Чехии направили протест собору в Констанце;
  • Стали появляться народные проповедники, которые трактовали идеи Яна Гуса по-своему, в результате чего, они стали принимать радикальную направленность;
  • Открытое неповиновение крестьян своим феодалам;
  • Желание избавиться от немецкого владычества и засилья.

Поводом к войне стало собрание около Прати (гора Фавор) летом 1419 года, которое и переросло в стычки гуситов и католиков.

Характер войн

  • Религиозный;
  • Национальный;
  • Антифеодальный;
  • Народный.

Ход военных действий и крестовые походы

После первых вооруженных столкновений гуситов и католиков, стали вспыхивать восстания по всей стране. В частности, в Праге в ряды сторонников идей Яна Гуса влились представители городского плебса. С каждым месяцем все больше населенных пунктов Чехии поднимались против церкви и немцев. Стычки и битвы, носившие локальный характер, заканчивались по-разному:

  • Победой гуситов;
  • Поражением от католиков;
  • Победой богатых слоев общества, которые поддерживали немцев.

Внутреннюю ситуацию в стране осложнила смерть короля Чехии Вацлава Четвертого и избрание на престол его брата Сигизмунда Первого, который по совместительству был императором Священной Римской империи. Население Чехии не приняло нового короля, поэтому противостояния вспыхнули с новой силой.

В ответ на события в Чехии Сигизмунд объявил крестовый поход против гуситов. Это была серия военных мероприятий, в которых можно выделить несколько этапов:

  • Первый крестовый поход – 1420 г.;
  • Второй – 1421 г.;
  • Третий – 1422 г.;
  • Четвертый- 1427 г.
  • Пятый – 1431 г.

В 1420 году в Богемию вошли крестоносцы, которых около Праги встретили гуситы. Их возглавлял опытный военачальник и полководец Ян Жижка. Восставшие под его управлением вступили в борьбу с крестоносцами, и выиграли битву. Таким образом, проблема наследника престола в Чехии осталась нерешенной.

Второй Крестовый поход начался год спустя после первого, и снова Ян Жижка с гуситами заставил рыцарей бежать. В одной из битв полководец был ранен, потом ослеп, но продолжал выполнять успешно свои обязанности, руководя гуситами.

Третий крестовый поход снова закончился неудачей, но проходил на фоне внутреннего раскола в гуситском движении. В 1424 году радикальные гуситы – табориты, которые возглавлялись Жижкой разгромили чашников. Спустя несколько месяцев Ян Жидка умер, заболев чумой. Его место занял Прокоп Большой, который стал активный и важным деятелем Реформации в Чехии. Таборитами он руководил очень опытно, выигрывав не одну битву против немцев и других иностранных захватчиков. Четвертый Крестовый поход Папа объявил сразу после того, как табориты в очередной раз разгромили армию императора Священной Римской империи. Гуситы снова выиграли, что позволило им начать контрнаступление против врагов, и выйти во владения империи в Австрии и Венгрии. Чешским восставшим удалось дойти до Балтийского побережья, распространяя идеи Яна Гуса и Реформации. Католический мир и католики называли эту веру ядом из Богемии.

Папа Римский и Сигизмунд Первый понимали, что остановить гуситское движение необходимо любой ценой. Они стали использовать внутренние расколы, делая ставку на чашников. Это была оппозиция к радикалам-таборитам. Пока решался вопрос о том, как договориться с чашниками, Папа снова объявил Пятый крестовый поход, который произошел в 1431 году. Рыцарей снова разбили, на этот раз под Домажлицами.

В 1431 году состоялся собор в Базеле, на котором присутствовали умеренные гуситы чашники. Папа Римский договорился с ними, выработав компромиссное решение. На основании этого был составлен документ под названием Пражские компактаты (основывались на «Пражских статьях)», которые содержали следующие условия:

  • Богослужение в Чехии разрешено проводиться на чешском языке;
  • Причащаться в церкви можно было под обоими видами;
  • Была ликвидирована церковная юрисдикция;
  • Факт секуляризации был признан, как свершившийся;
  • Чехи и моравы обязаны были подчиняться католической церкви и признавать власть Папы Римского;
  • Проповедь в национальных церквях провозглашалась свободной;
  • Священников имел право назначать епископов;
  • Все преступления и греки наказывались не только духовенством, но и гражданскими властями и другими органами;
  • Священникам разрешалось владеть имуществом.

Табориты не признали компактаты, и снова стали воевать с чашниками. Последние обратились к Ватикану.

Рядом Умеренные и радикальные гуситы встретились в битве 30 мая 1434 года около села Липаны, что с Ческим Бродом. Табориты проиграли сражение, несмотря на разгром и гибель лидеров восстания, но продолжали вести партизанскую войну против немцев. Самое яростное сопротивление длительное время оказывал регион Сион. Только в 1437 году область пала, а таборитского руководителя Яна Рогача казнили.

Результаты и последствия Гуситских войн

Через два года Сигизмунд Первый был второй раз провозглашен королем Чехии. Следствием этого стал приезд в страну огромного количества священников-католиков, немцев. Иностранцы жестоко расправлялись с гуситами, которые прятались от официальной власти. Все обещания, которые Сигизмунд давал во время коронации были отменены и нарушены, требования восставших не выполнялись, в Чехии началась реакция, которая усиливала позиции феодалов. Обычные люди страдали от преследований и налогового гнета.

В 1437 году Сигизмунд Первый умер, чехи и Национальная чешская партия не признали наследника императора, которым был Альбрехт Австрийский. Вместо него на престол в 1438 году выбрали Казимира Ягеллона, родного брата польского короля Владислава. Этого кандидата не приняли католики и умеренные чашники, бывшие участники гуситского движения. Разгорелась очередная междоусобица, в которую были втянуты чехи, поляки, австрийцы, немцы. В конце концов, католики в Чехии выбрали своего представителя на престол, им стал Мейнгард Нейгаузский, а чашники – Генрика Птачека, они воевали друг с другом. Но борьба закончилась ничем для них, поскольку Птачек умер, и чашники выбрали своим предводителем-старшиной Иржи (Юрия) Подебрада. Он арестовал противника Птачека, благодаря чему партия чашников стала правящей в стране. В 1458 году он был избран королем. Именно ему принадлежит слава того, кто разгромил остатки таборитского движения. Выжившие члены стали членами общины Чешских братьев, основанной в 1457 г. Участники этой организации стали проповедовать нравственное совершенствование.

Среди заслуг Иржи Подебрада были попытки ограничить произвол феодалов, шляхты, снизить их давление на крестьян. Помимо этого, король способствовал тому, чтобы активно развивались торговля и ремесла, повысил налоги. Подебрад всячески оказывал сопротивление императору Священной Римской империи и Папе Римскому, поэтому в Чехии длительное время существовала свобода вероисповедания. Этот принцип общественной и религиозной жизни был подтвержден при приемнике Подебрада – при короле Владиславе (Польша). В 1516 году Чехия стала составной частью Австрии, и на его престол сел Фердинанд Австрийский. Из-за этого свобода вероисповедания стала постепенно ограничиваться, из-за чего в стране усиливались преследования. Учения гуситов нашло отражение в учении общества Богемские братья.

Гуситские войны не только привели к власти нового короля, который старался поддерживать крестьян и плебс. Противостояние оказало огромное влияние на чехов и моравов, которые перед внешней угрозой объединились и длительное время оказывали серьезное сопротивление немцам. Большая часть общества боролась за независимое национальное государство, требовала проведения реформы церкви, что способствовало формирование чешского характера, самосознания и менталитета. Войны сторонников Яна Гуса стали предпосылкой для развития Реформации в Чехии, оказали огромное влияние на судьбу западных, восточных и южных славян.

Сожжение Яна Гуса в 1415 г. дало толчок антикатолическому движению гуситов в Богемии. Более радикальная часть гуситов – табориты – сделала своим центром хорошо защищенный городок близ Праги, который они по имени библейской горы называли Табор (Фавор). Сюда стекались проповедники из еретических сект всей Европы: иоахимиты (последователи средневекового мистика Иоахима Флорского ), вальденсы , беггарды . Среди таборитов были широко распространены хилиастические и социалистические учения. Были и попытки практического их осуществления.

Ян Гус - основоположник учений гуситов и таборитов. Портрет кисти неизвестного художника XVI века

Приведем краткую характеристику взглядов таборитов на основании сочинений их современников: будущего папы Энея Сильвия Пикколомини , Пшибрама, Вавржинеца, (Лаврентия из Бжезина).

Табориты считали, что в 1420 г. наступит конец мира – consumatio saeculi. Однако этот термин выражает лишь конец «старого мира», «господства зла». Произойдет немедленное устранение всех «злых». Наступит «день мщения и год возмездия», во время которого, по мнению таборитов:

«должно всех возвышенных и властвующих согнуть, как ветви деревьев, и срубить, сжечь в печи, как солому, не оставив ни корней, ни отростков, измолотить, как снопы, кровь из них выцедить, скорпионами, змеями и дикими зверями их истребить, смерти предать.

«Отменяется» и прекращается Христов закон милосердия, «поскольку его разумение и письменные положения во многих случаях противоречат указанным выше суждениям».

Наоборот, надо действовать «ревностно, жестоко и справедливым возмездием».

Необходимо, чтобы «каждый, верный омывал руки в крови врагов Христа».

Кто воспрепятствует пролитию крови недругов Христа, будет проклят и наказан так же, как и они. Все крестьяне, не присоединившиеся к таборитам, «сами вместе со своим имуществом должны быть уничтожены».

Установится Царство Божие на земле – но не для всех, а только для «избранных». «Зло» не устранится из мира, но будет подчинено «добрым». Все верные (т. е. сторонники учения таборитов) должны сосредоточиться в пяти городах, тому же, что вне этих городов, не будет пощады при Cтрашном суде. Из этих городов табориты должны править всей землей, а те города, которые будут им сопротивляться, «разрушать и сжигать, как Содом».

В частности, «в году мщения город Прага должен быть разрушен и сожжен верными, как Вавилон».

Согласно учению таборитов, закончится этот период пришествием Христа. Тогда «избранники Божии будут с Господом Богом видимо и ощутимо тысячу лет царствовать».

Когда Христос с ангелами спустятся на землю, тогда воскреснут праведники, умершие за Христа, и вместе с ним начнут судить грешников. Жены будут зачинать, не зная мужчин, и рожать без мук. Никто не будет ни сеять, ни жать.

«Никаких плодов уже не будет потребляться».

Проповедники таборитов призывали «ничего не делать, деревья ломать, а дома, церкви и монастыри разрушать».

«Все установления и людские решения должны быть отменены, так как всех их не создал Отец Небесный».

Табориты учили – что существующая «церковь еретическая и неправедная и что у нее все богатство должно быть отнято и отдано мирянам».

«Дома священников, все церковное имущество должно быть уничтожено, церкви, алтари и монастыри разрушены».

«Церковные колокола табориты снимали и разбивали, а затем продавали на чужбину. Церковную утварь, подсвечники, золото и серебро разбивали».

«Алтари везде разбили, Святые Дары из них выбросили, храмы Божии оскверняли, превращая их в хлевы и конюшни».

«Святые Дары топтали ногами».

«Кровь Христову выливали, чаши крали и продавали».

Один из проповедников-таборитов говорил, что «предпочел бы дьяволу молится, чем преклонить колена перед Святым причастием».

«Великое множество священников убили, сожгли и погубили, и не было для них ничего радостнее, чем схватить кого-нибудь, чтобы убить».

Любимой песней таборитов было: «А ну-ка, монахи, попрыгайте».

Когда начнется царство праведников, «не нужно будет, чтобы один другого учил. Не нужно будет ни книг, ни письменности, и вся мирская мудрость погибнет».

В монастырях табориты неизменно уничтожали библиотеки.

«У врагов Божиих все имущество должно быть отнято и сожжено или уничтожено».

«Этой зимой и летом проповедники и старшие гетманы таборитов настойчиво одурачивали крестьян, чтобы они ссыпали деньги в кадки». Таким образом, были обобществлены деньги в общине. Были выделены «смотрители за кадками», которые следили за неукоснительной сдачей денег и распределяли общественные средства.

«В Городище или Таборе нет ничего моего или твоего, а все вместе одинаково пользуются: у всех все должно быть общим, и никто не должен ничего иметь отдельно, тот, кто имеет отдельно, тот грешит».

Один из пунктов учения таборитов гласил: «Никто не должен ничем владеть, но все должно быть общим».

Таборитские проповедники учили: «Все будет общим, в том числе и жены: будут свободные сыновья и дочери Божии, и не будет брака как союза двух – мужа и жены».

Бегград из Бельгии основал среди таборитов секту адамитов, которая обосновалась на островке на р. Лужнице. Сам он называл себя Адамом и сыном Божиим, призванным воскресить мертвых и осуществить предначертания Апокалипсиса. Адамиты считали себя воплощением вездесущего Бога. Скоро, учили они, кровь затопит мир по уздечку коня. Они в этой земле – коса Божия, они посланы для отмщения и уничтожения всей скверны на земле. Прощение – грех. Члены этой секты таборитов убивали всех подряд, по ночам сжигали села, города и людей, ссылаясь на то, что в Библии сказано: «В полночь раздался крик». Так, в городе Прчице они «перебили всех людей – молодых и старых, а городок сожгли».

На собраниях адамиты ходили без одежды, считая, что только так они становятся чистыми. Брака у них не было – каждый мог выбирать женщин, как вздумается. Стоило кому-либо сказать: «для этой дух мой воспламенился» – и Адам благословлял их: «Ступайте, плодитесь, размножайтесь и населяйте землю». По другим источникам у них господствовало ничем не ограниченное смешение полов.

«Небо они называют крышей и говорят, что нет Бога на земле, как нет и чертей в аду».

По приказу Яна Жижки адамиты были истреблены более умеренно настроенными таборитами.

Долгое время рассказы об адамитах (как и многие сведения о таборитах) считались выдумкой их врагов. Начало такому взгляду положил французский просветитель, гугенот Исаак де Бособр, а в наиболее крайней форме он выражен в книгах марксистского чешского историка Мацека. Однако уже Энгельс отметил:

«Любопытный факт: в каждом крупном революционном движении вопрос о «свободной любви» выступает на передний план».

Интересно, что недавно вопрос о таборитах-адамитах подвергся обстоятельному критическому разбору со стороны марксистских же историков Е. Вернера и Эрбштоссера. Они показали существование давней традиции «адамитства», культа имени Адама, в движении «Братьев свободного духа ». Сведения о богемских «адамитах», если учесть естественные искажения, объясняющиеся замкнутым, эзотерическим характером их учения, вполне согласуются с картиной общеевропейского движения «свободных духов».

Например, Мацек считает «верхом грязной клеветы» на учение таборитов приведенное нами выше место из «Старой летописи»: «Все будет общим, в том числе и жены...» По его мнению, это высказывание опровергается другим местом у Пшибрама, где говорится, что в Таборе запрещалась близость между мужем и женой: «если же увидят или проведают о встречах супругов, их избивали до смерти, иных бросали в реку». Однако именно оба эти места вполне согласуются с традицией «свободных духов», проповедовавших неограниченную сексуальную свободу и в то же время – греховность брака, что, например, имело место в группе «Homines intelligentales», действовавшей в Брюсселе почти одновременно с чешским адамитами.

Император и папа призвали к крестовому походу против таборитов, но те не только разбили крестоносцев, но и перенесли войну в соседние страны. Их набеги, получившие в гуситской традиции название «Прекрасных походов», производились ежегодно в 1427-1434 гг. Некоторые страны табориты опустошали, унося с собой добычу, в других, например, в Силезии, оставляли гарнизоны. В одной песне того времени говорится:

«Мейсен и Саксония погублены, Силезия и Лужицы в развалинах, Бавария превращена в пустыню, Австрия разорена, Моравия истощена, Богемия перевернута вверх дном».

Отряды таборитов доходили до Балтийского моря, до стен Вены, Лейпцига и Берлина, им уплатил контрибуцию Нюренберг. Чехия была разорена. В «Хронике старого коллегиата» говорится:

«ведь в вышеуказанных походных войсках были по большей части чужеземцы, не чувствовавшие никакой любви к королевству».

«на их совести пожары, грабежи, убийства, насилия».

Но и вся Центральная Европа в ходе гуситских войн подвергалась страшному опустошению. Папа вынужден был пойти на уступки. На Базельском соборе в 1433 г. было достигнуто соглашение с гуситами, в результате которого они возвращались в католическую церковь. Но табориты – наиболее радикальная часть гуситов – не признала соглашения и была уничтожена в бою под Липанами в 1434 г.

Создание союза против таборитов. Католики поняли, что силой гуситов не взять. Тогда они решили привлечь на свою сторону хотя бы часть гуситов. Скажем, тех, которые боролись против привилегий и богатств церкви и уже своего добились. И теперь сами побаивались крестьян и бедняков. В 1434 г. католики и часть панов-гуситов договорились о совместных действиях против таборитов. Был создан панский союз, основной задачей которого была борьба с таборитами. 30 мая 1434 г. у деревни Липаны состоялась решающая битва между войсками этого союза и таборитами.

Армия панского союза. Почти все чешские паны вошли в союз, и именно их личные дружины составили ядро войска.

Особенно крупные силы пришли из западной Чехии. Ими командовали паны Ян Швиговский из Ризмберка, Зденко Дршков, Ян из Швамберка, братья Ян и Буриан из Гутштейна. Вместе с ними шли отряды панов-чашников Пржибика из Кленова и Алеша из Жеберка. К панской армии присоединился и сильный гарнизон замка Карлштейн, которым командовали Вилем из Ярославиц и Кунеш Тлукса из Буржениц.

Сильную дружину прислал из Южной Чехии пан Ольдржих из Рожмберка. Численность его отряда составляла 800 пеших и 200 конных воинов. Сам Ольдржих из Рожмберка лично участия в боевых действиях не принимал, и командовать дружиной поручил своим верным рыцарям Микулашу Крхлебецу и Хвалу из Хмелнего. Вместе с рожмберкскими отрядами пришли воины страконицкого великого магистра Вацлава из Михаловиц.

К армии панского союза присоединились отряды из Праги и Мельника. Общая численность войск панского союза составила 660-720 боевых возов, около 13 тысяч человек пехоты и 1200 всадников. Верховным гетманом был избран рыцарь Дивиш Боржек из Милетина, храбрый воин и искусный полководец.

Армия таборитов. На тот момент ей командовал священник Прокоп Великий, выходец их богатой семьи горожан. Именно он после смерти прославленного гуситского гетмана Яна Жижки из Троцнова возглавил таборитские войска. Из других командиров таборитов наиболее видными и прославленными были Прокупек и Ян Чапек из Сан.

Прокоп Великий понимал всю важность предстоящего столкновения с войсками панского союза и постарался собрать всех, кого можно. Поддержку таборитам оказали 16 городов: Табор, Бероун, Сланы, Жатец, Лоуны, Коуржим, Нимбурк, Градец Краловы, Яромерж, Трутнов, Двор Краловы, Высокий Мит, Клатов, Прахатицы, Домажлицы и Литомерж. По оценкам чешских историков, в распоряжении Прокопа имелось около 480 боевых возов, от 9 до 10,5 тысяч пеших воинов и 700 конников.

Табориты готовятся к обороне. Как мы видим, табориты немного уступали в численности панскому войску. Небольшое неравенство сил с лихвой искупалось великолепной оборонительной позицией, которую занял Прокоп Великий. Табориты укрепились на склонах Липской горы. Они тщательно подготовились к битве. Возовая оборона была усилена земляными укреплениями. Перед возами был выкопан ров, глубиной в полтора метра. Кроме того, фланг таборитов был надежно прикрыт рыбником, который не только серьезно затруднял действия атакующих, но и давал питьевую воду обороняющимся. Позиция на холме позволяла таборитам, лучше чем противники, использовать свою артиллерию. Наконец паны были вынуждены предпринимать атаку снизу вверх, что в сочетании с заранее подготовленной обороной делало несущественным их численное превосходство.

Читайте также другие темы части X "Сражения в Центральной Европе XV в." раздела "Русь и славянские страны в средние века":

  • 49. Грюнвальдская битва

Признаки расцвета:

1) по добыче серебра Чехия вышла на одно из первых мест в Европе;

2) в городах было развито более 200 ремёсел, включая производство сукна и стеклянной посуды;

3) в Праге проживало около 40 тысяч человек;

4) в Праге были такие знамениты постройки, как собор Св. Вита и Карлов мост.

Вопрос 2. Какие трудности испытывало население Чехии?

Трудности:

1) население страдало от высоких налогов и поборов в пользу государства и церкви;

2) власть в городских магистратах, особенно в магистрате Праге принадлежала немцам;

3) во многих ремесленных профессиях, в университете и других местах господствовали немцы, а не чехи;

4) крестьяне страдали от феодального гнёта.

Вопрос 3. Перечислите, за что Ян Гус критиковал католическую церковь и что он предлагал в ней изменить. Ответ запишите в тетрадь.

Критиковал:

1) богатство церкви, её поборы с верующих;

2) греховность священников и епископов.

Утверждал что:

1) нельзя взимать плату за таинства и продавать церковные должности;

2) собственность должна принадлежать справедливым, несправедливый богач есть вор;

3) церковь должна быть лишена своих богатств;

4) священники, которые виновны в серьёзных грехах, должны быть лишены сана;

5) каждый христианин должен искать правду, даже рискуя благополучием, спокойствием и жизнью;

6) нельзя слепо подчиняться церкви, но нужно думать самим, применяя слова из священного писания;

7) власть, нарушающая заповеди Бога, не может быть Им признана.

Вопрос 4. Какие слои населения поддержали умеренных, а какие таборитов?

Чашниками (умеренными) были большинство дворян и зажиточные бюргеры. В табориты уходили крестьяне, городские бедняки, беднейшие рыцари.

Вопрос 5. Каковы причины побед гуситов над армиями крестоносцев?
  • 1) гуситами руководил талантливый полководец Ян Жижка, который разработал их эффективную тактику;
  • 2) табориты применяли до того невиданную тактику: окружали свой лагерь возами, которые связывали цепями – разбить эти стены врагам не удавалось;
  • 3) гуситы широко применяли огнестрельное оружие, включая лёгкие пушки;
  • 4) в гуситском войске царила строгая дисциплина, их идея была молодой, потому мощной;
  • 5) после смерти Жижки новые командиры гуситов, такие как Прокоп Голый (Великий) и Прокоп Малый, оказались также талантливыми полководцами.
Вопрос 6. Почему умеренные одержали верх над таборитами?

Чашники отлично знали тактику таборитов, потому им удалось то, что не удавалось крестоносцам – прорваться через стену из возов. Табориты обычно раздвигали возы сами и выпускали кавалерию, преследовать бегущих. В битве при Липанах они сделали то же самое, но чашники не бежали, отступили ложно.

Как только возы раздвинули, чашники снова атаковали, зацепили возы своими цепями с крючьями и окончательно из растащили. Когда табориты лишились защиты из возов, они оказались беззащитны перед конницей.

Вопрос 7. Придумайте пять Вопросов к тексту параграфа так, чтобы они начинались со слов «что», «когда», «где», «почему», «как».

1) Что больше всего критиковал Ян Гус?

2) Когда начались Гуситские войны?

3) Почему крестоносцам не удалось победить гуситов?

4) Как римскому папе удалось склонить чашников к соглашению?

5) Где произошла битва между чашниками и таборитами?